Как два «Ч» встретились на выксунской сцене

visibility
Рассказы Чехова под мелодию Чайковского звучали в розовом зале ДК.

Давно не испытывала наслаждения от мелодий «Времена года» Петра Ильича и прозы Антона Павловича. Исполнителями были наши земляки, талантливые люди: пианист Сергей Петраков и артист театра и кино Алексей Войтюк. 

Понимаю, что пересказывать впечатления от музыки – занятие неблагодарное, и лучше один раз услышать, нежели читать в пересказе. Но тут иное: музыка продолжалась в рассказах, и рассказы продолжали музыку. Два гения говорили о тех чувствах, что волновали обоих. 

Начали с мелодии «Святок» и «Масленицы». Музыка рисовала одну за другой картины зимних забав со святочными гаданиями, поездками на лошадях, озорных катаний с крутых горок, а воображение подсказывало кустодиевских красавиц в шалях, шубках, шутящих и смеющихся. Переход к рассказу Чехова «Шутка» был как нельзя более органичен и стал иллюстративным продолжением. 

Начав читать, Алексей сразу «взял в плен». Его можно слушать, закрыв глаза, до того точно и ярко рисовал он голосом характеры персонажей, подмечал малейшие изменения в их поведении. Герой, думая подшутить над девушкой и объяснившись ей в любви под свист ветра во время катания с крутой горы, в конце рассказа понимает, что для Наденьки то были самые трогательные и счастливые воспоминания в её жизни. «Зачем я так шутил?« – в этом вопросе самому себе звучит раскаяние, и оно столь искренно, что на глаза невольно наворачиваются слёзы. 

За зимой пришла весна. «Апрель», «Песня жаворонка». Под пальцами пианиста в вальсообразном  ритме мелькают картины весенних порывов эмоций, взлёты и затаённые ожидания. А у Чехова в рассказе «Детвора» тихим весенним вечером, когда никого нет дома,  ребятня играет в лото. На деньги. И как преображается наш талантливый декламатор, изображая детей с их искренностью, чистотой, страхами, обидами и примирениями. Его умиротворяющее «Спокойной ночи» звучит как  пожелание из детства. 

Лето – это июнь и июль, «Баркарола» и «Песня косарей». Плавно качается лодка, и мелодия мечтательная, упоительная по красоте Другая картина. Жаркое утро. Косари. Белые их рубахи как огромные птицы на зелёном поле.  И песня их звонкая и чистая, как это утро и белые облака…Чем проиллюстрирует это время Алексей Войтюк? 

Рассказом «Налим». Здесь царили тонкий юмор и подмеченные автором черты деревенских людей и барина, их колоритный разговор с присущими каждому выражениями и присказками, неподражаемыми интонациями, и колоритная мимика Алексея… Мы стали свидетелями  чуда перевоплощения. 

Но и это не всё, что открыл нам артист. В рассказе «На чужбине» он предстал в двух ипостасях: барина Камышева, «всегда довольного самим собой, своим обедом и женой», и французика, приживалы мсье Альфонса Шампуня. Моментальные переходы из одного образа в другой были комичны, аппетитны и красочны (простите, у меня слов не хватает, чтобы передать все артистичные и безумно талантливые экзерсисы артиста!).

Сергей Петраков, исполняя Чайковского, блистательно нарисовал картины осени. И вновь мелодия унесла в противоречивые и диаметрально противоположные по настроению переходы погоды. «Осенняя песня» вызвала в памяти пушкинские строки, печальные вздохи и вместе с тем радостное любование очарованием этого времени года. Но печаль проходит, наступает ноябрь с его лёгким морозцем и стремительной ездой на тройке, когда «легко и радостно играет в сердце кровь, желания кипят». 

Завершился вечер исполнением пьесы Чайковского «Думка», в которой нашли философское отражение мысли, чувства и думы как исполнителей, так и зрителей. Совершенно согласна с нашими земляками. Отдавать – всегда лучше и благороднее, нежели брать. Ждём новых идей, импровизаций на тему сотворчества и создания местного культурного фонда.

Алексей Войтюк: 

– Мы задумали некое возрождение старинной русской традиции (заложенной ещё в XVIII веке), когда у кого-то в доме собирался круг музыкантов и поэтов. Авторы читали рукописи своих творений, а музыканты исполняли музыку, ещё нигде не игранную. В тесном семейном кругу проходило такое чудесное действо. Мы хотели сделать что-то подобное, но исполнялись произведения известные, а форма – та же. 

Надеюсь, что к этой традиции присоединятся новые исполнители, создав прекрасный культурный фонд, из которого может произрасти прекрасное. Я очень благодарен Сергею Петракову за идею этого вечера, Дворцу культуры, зрителям. Надеюсь на новые встречи! 

Сергей Петраков:

– Становясь старше годами, начинаю понимать, что надо отдавать выксунцам то, что умеешь. Наше сотворчество с Алексеем  показало, как это важно и нам, и зрителю. От сегодняшнего вечера получил много для себя. Я сдал сегодня ещё один экзамен, открыл в себе другие мотивы. Алексей поразил искусством перевоплощения. Одно дело – слушать артиста в записи или на экране, а другое – видеть своими глазами и наблюдать за его лицом, мимикой, голосом. Думаю, что сегодняшний вечер –  событие в культурной жизни города, и необходимо, чтобы они стали традиционными.

Фото из архива семьи Петраковых