Как Елена Куликова попала в Выксу 10 лет назад

visibility
Два дня в районе Карашево шёл фестиваль авторской песни. Как всегда сюда съехались барды из ближних и дальних городов. Каждый – личность яркая, значимая и самобытная, а потому поговорить и расспросить, как они живут в авторской песне, хотелось почти с каждым. Но нельзя «объять необъятное», и потому моими собеседниками стали три представителя этого жанра.

Сегодня представляю вашему вниманию беседу с Еленой Куликовой. Она одна из тех, кто вот уже десять лет приезжает в Выксу. 

– Добрый день, Елена. Очень рады, что среди конкурсных забот нашли время и для беседы. Первый вопрос: как Вы попали в авторскую песню? Это была Ваша мечта или случай помог? 

– Как это часто бывает – из туризма. Родилась и выросла в Пятигорске, занималась спортивным туризмом. В пять лет родители отдали меня в музыкальную школу по классу фортепиано. Однако о бардах слышала, и с моим музыкальным образованием относилась к ним с каким-то предубеждением. Но однажды попала на учительский турслёт, где педагоги соревнуются, а дети их оценивают. И там я услышала выступление прекрасной женщины, которая и «испортила» мне жизнь авторской песней. Наталья Петрова – мастер спорта по дельтапланеризму и при этом – обладательница волшебного голоса. Я услышала, как она поёт, и сказала себе: «Хочу петь вот так!». У нас при секции спортивного туризма был гитарный кружок, который вела эта замечательная Наталья Леонидовна, и один мальчик записался к ней. Начал петь. В ответ на мои замечания сказал: «Да ты сама так смоги!» – «Смогу!» – заявила я и спросила, сколько времени он мне даёт на это. «Полгода». Пришла домой и говорю: «Мама, я окончу музыкальную школу, если ты купишь мне гитару!» Мама ответила: «Хорошо, но ты хоть как-то её окончи!»И через полгода я уже могла спеть под аккомпанемент на гитаре «Солнышко моё» и другие песни. Так я попала в эту поющую компанию. 


– Но это ещё не всё, наверное? 

– Я хотела слушать потрясающих бардов! А в то время по ТВ шли концерты «Песни прошлого века». По времени – около 23-24 часов. Мама категорически не разрешала смотреть их.


– Как вышли из этого безвыходного положения? 

– У нас был маленький чёрно-белый телевизор. Я нашла наушники к нему, подсоединила и под одеялом смотрела эти концерты. Сколько восторгов было, когда видела, что на сцену выходит Леонид Сергеев, братья Мишуки, Дмитрий Богданов, Сергей Никитин, Виктор Берковский – весь золотой состав исполнителей авторской песни! Какие же они классные! И мечтала о том, чтобы попасть на их концерты. Шли годы. Я поехала в Питер и поступила в Санкт-Петербургский университет точной оптики. И первое, что сделала в этом красивейшем городе – стала искать клуб авторской песни. Не сразу, но нашла. Наш вуз находился на Петроградской стороне, рядом с ДК Ленсовета. Зашла туда на бегу, спросила, есть ли у них клуб авторской песни. На что мне очень занятая дама ответила: «Вторник в семь». Ровно в семь я была в клубе «Меридиан», любительском клубе авторской песни, старейшем в стране! Ему уже 57 лет.


– Несколько слов, пожалуйста, о нём. 

– Он возник из туристической секции. Шли годы, я училась в университете и ходила в «Меридиан». Это был клуб активный, поющий, многоголосый, дружный. Мы могли встретиться через пять-семь лет и начать петь так, будто вчера у нас прошла репетиция. Однажды меня позвали на Всесоюзный фестиваль «Аккорд», который проходил в Питере. Это был очень серьёзный конкурс, и отбор был жёстким. В составе жюри – участники «Песен нашего века» Михаил Дольский, Фёдоров, Юрий Кукин и т.д. Я там работала девочкой на подхвате, мне было-то лет 18. Но я увидела наяву своих кумиров. В какой-то момент выходил Григорий Гладков, Леонид Сергеев… И, конечно, мне захотелось сфотографироваться с… Леонидом Сергеевым. Он, как человек деликатный, вежливый, обнял меня и сказал: «Конечно можно!».С этим клубом потом я много раз ездила на фестивали и конкурсы. А так как я человек гиперактивный, то меня звали на фестивали братья Мишуки, Владимир Ильин, Леонид Сергеев. Однажды позвонил Леонид и спросил: «Ты готова ехать? Давай поедем на мой фестиваль в Выксу». Это было десять лет назад. 


– Так Вы попали в Выксу …

– И с тех пор каждый год приезжаю сюда. Не знаю, за что мне выпало такое счастье, что Сергеев пригласил меня. Лёня говорил так: «Это небольшой, очень уютный, семейный фестиваль. Мы никогда не стремились сделать его всероссийским, как Грушинский, хотя приезжают люди из многих городов, Казани, Йошкар-Олы, Казахстана». Леонид был идейным вдохновителем фестиваля, его душой. Изначально дали пару концертов, а потом вместе с Сергеем Петраковым посидели, подумали и решили, а почему бы не сделать маленький, семейный, выксунский… фестиваль. 

 

– Скажите, каким был для Вас Леонид Сергеев? 

– Он был для меня всем: главным в общении, дружбе, в отцовских советах. Никогда бы не подумала, что так будет в жизни. Осознание того, почему так сложилось, что 

я стала дружить с теми, на кого смотрела, кого слушала с детства с восхищением. Он называл меня доченькой, звал на разные фестивали. Звонил: «Что сидишь дома? Поехали!». У него был дар свыше – писать стихи. Он мог встать среди ночи и записать слова. Рассказывал мне, как родилось стихотворение «Пароход…». Спустя несколько недель после Чернобыльской аварии плыли они по Днепру на очередной музыкальный фестиваль. И Леонид видит зелёное солнце (до них долетело серо-зелёное облако). «Море колышет зелёное солнце…» Но вокруг всё так хорошо, благостно. Леонид стучит в иллюминатор, за которым – Владик Мишук. «Я ему надиктовываю куплет. Он тут же – музыку. Я второй и третий – и через 15 минут песня была готова», – вспоминал он. То же было с песней «Тихая мелодия». 

Это либо так рождается, либо кто-то диктует сверху, из невозвратных далей…

«Леонид был идейным вдохновителем фестиваля. Его душой. Когда-то вместе с Сергеем Петраковым они подумали и решили: а почему бы не сделать маленький, семейный, выксунский… фестиваль. И воплотили идею в жизнь. Они никогда не стремились сделать его всероссийским, как Грушинский, хотя приезжают люди из многих российских городов – от Калининграда до Камчатки, из других стран – Казахстана, например.»

Елена Куликова о Леониде Сергееве


– Вы можете сказать, что барды – особенные люди? Что их объединяет и отличает от других?

– Отличает простота. Играем на гитаре все. Мы те, кто любое мероприятие может превратить в попевку. И объединяет нас особая «домашность», семейность. Это движение вышло из кухни. Из какой-то тайной завесы, чтобы не нашли, не подслушали. Потому убегали от тоски и от тревог, от духоты городов и жизни…  


– Авторская песня – особый жанр. 

– Эти песни не поются на дискотеках. Их надо слушать. Это стихи, положенные на музыку, лёгкий аккомпанемент. Сергеева однажды спросили: «А что это у вас всё так просто в песнях?», на что он ответил: «Когда я хочу объясниться в любви, я говорю: «Я тебя люблю. Просто люблю и всё». А если коротко, то авторская песня – это тишина, гитара, голос.

Фото Натальи Орловой