Как из двух оттенков дерева рождаются настоящие картины

account_circle ВР
visibility
Об этом знают городецкие умельцы.

Книгу «Городецкая роспись» писатель Сергей Чуянов посвятил одному из самых известных народных художественных промыслов. Автор уделяет особое внимание тому,  что по изделиям городецких художниц можно изучать обычаи, нравы, традиции русского гостеприимства, трудолюбия, широты души, доброты, удали, бесшабашности…

Талантливость натуры художника заключается в том, чтобы передать главное в народном мировосприятии, отношениях между людьми, увидеть это взглядом, полным любви и иронии, доброты и душевного покоя.

В этом – феномен культуры и предмет размышлений на все времена.

                 Здесь такие букеты, что нельзя описать… 
                 Жёлтый вечер, чёрный конь, 
                 И купавки, как огонь, 

Толковый словарь русского языка В.И. Даля объясняет, что слово «донце» означает «дощечку, на которую садится пряха, втыкая в неё гребень». Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью.

Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком: жених дарил её невесте, отец – дочери, муж – жене. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, её берегли и хранили.

Фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. 


А всё началось с донца…

Народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом.

Позже мастера стали применять подкраску, яркое сочетание жёлтого цвета с тёмным дубом; добавление синего, зелёного, красного цветов делало донце ещё более красочным. Известным мастером инкрустированных донец с подкраской был Лазарь Васильевич Мельников. Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоёмкая инкрустация стала заменяться резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на городецких донцах преобладает живописная манера украшения.


Пантеон образов 

Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – вот пантеон образов, создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля резных городецких донец. К вставным фигуркам коней и людей из морёного дуба прирезались детали и сопутствующие мотивы – стволы и ветки деревьев, силуэты сидящих на них птиц. Композиционно поверхность инкрустированного донца разделялась на два-три яруса. В верхнем изображали двух всадников по сторонам цветущего древа с птицей на ветвях, при корнях изображали собачек. Второй ярус занимала орнаментальная полоса, в нижнем ярусе размещались жанровые сюжетные мотивы.

В нижегородских росписях можно различить два типа – павловские и городецкие, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы 

обихода. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. 

Значительное место занимают цветочные мотивы, пышные «розаны», писанные широко и декоративно. 

Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто – изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращённые друг к другу.


Городецкий мастер любит цветы…

Они всюду разбросаны на поле росписей весёлыми гирляндами и букетами. 

Сюжетами становились, прежде всего, жанровые сцены: праздники, прогулки, чаепития, охота, свидание влюблённых и другие.

Любимые фоны – ярко-зелёный или напряжённый красный, глубокий синий, иногда чёрный, на котором сочно расплёскивается многоцветие городецкого колорита. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов. 

Расцвет промысла пришёлся на 90-е годы XIX века, а уже в начале ХХ столетия интерес к ремеслу начал угасать. Однако в 1935 году художник Иван Овешков открыл общественную мастерскую в д. Косково, где начал профессионально обучать молодых мастеров городецкой росписи. В 1936-м основана артель (с 1960 – фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; 

Уже через два года работы его учеников экспонировались на выставке народного творчества в Третьяковской галерее. А после войны в селе Курцево под руководством художника Аристарха Коновалова открыли артель «Стахановец», которая через несколько лет превратилась в фабрику. Эта фабрика работает до сих пор: здесь мастера-живописцы производят декоративные панно, расписные игрушки, детскую мебель, деревянные блюда и другие предметы. 


Досье "ВР"


Чуянов.jpg

Сергей Петрович Чуянов 

  • Родился 31 июля 1945-го в г. Бор Горьковской области. 
  • В 1967 году окончил историко-филологический факультет ННГУ.
  • Работал в газетах «Автозаводец», «Ленинская смена», «Нижегородские новости», «Нижегородская правда». Делал передачи на областном радио, материалы для радиовещательной компании «Голос России». На ТВ – 23 года. Был шеф-редактором художественного вещания студии ННТВ. Стаж работы в журналистике – более 50 лет.
  • Заслуженный работник культуры России, лауреат премии Нижнего Новгорода, лауреат Пушкинской премии, член президиума правления Нижегородской организации Союза журналистов России, Союза профессиональных литераторов, Международного творческого союза художников.
  • Инициатор и главный исполнитель масштабного телемарафона о Городце «Душа России».
  • Почётный гражданин Городецкого района.
  • Ушёл из жизни в 2018 году.

Светлана Абрамова, ведущий библиограф отдела обслуживания Центральной библиотеки. Фото из открытых интернет-источников