Дед Мороз улыбался своей доброй и щедрой улыбкой. Интрига состояла в том, что читателям предстояло угадать, кто выступает в роли новогоднего дедушки. 2019-й объявлен Годом театра, поэтому мы и предварили его розыгрышем, игрой, примериванием на себя разных ролей.
Не Не случайно в пьесе «Как вам это понравится» великий Вильям Шекспир сказал: «Весь мир театр. В нём женщины, мужчины – все актёры». Так он перефразировал древнеримского писателя Петрония. Его строка на латинском языке «Mundus universus exercet histrionam» («Весь мир занимается лицедейством») украшала фронтон здания, где размешался шекспировский театр «Глобус». Потому и родилась у драматурга эта фраза.
Предлагаем оглянуться назад и вспомнить, как всё было. Уверена, это будут светлые воспоминания.
11 января. Первая полоса газеты извещает: «Год театра начался». Дед Мороз снял маску и стал обаятельной Ниной Холодовой, заведующей театральным отделением детской школы искусств. Хорошее начало года как для Нины Васильевны, которая в образе самого любимого героя открыла Год театра, так и для отделения ДШИ. Он ознаменовался премьерами, большими и малыми постановками, кукольными и новогодними спектаклями.
18-26 марта. В городе два важных события: пришла настоящая весна и началась театральная неделя! И это правда: в Выксе её ждут с таким же радостным нетерпением, как и весну! Каждая неделя – событие для театралов. Ведь приезжают творческие коллективы из нашей области и из соседней Владимирской. В рамках недели в этом году прошло и открытие театральных сезонов ОМК в Выксе. Сегодня уже можно сказать, что по содержанию, репертуару, по составу тех коллективов, что приехали и выступили на выксунских подмостках, сезоны стали главным событием в культурной жизни города. И первый спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина», поставленный нижегородским театром «Камер-юнкер», был тому серьёзным подтверждением. Четыре актёра поражали невероятной сыгранностью, филигранной отточенностью образов и сумасшедшей импровизацией. И не всегда понимаешь, когда актёр серьёзен, а когда шутит. Спектакль – лауреат высшей театральной премии «Золотой софит» в 2016 году.
29 марта. Анонс первой полосы: «Все секреты театральной недели». На четырёх полосах – хроника: представление спектаклей – название, режиссёр, откуда приехала труппа; много фотографий, обмен впечатлениями постоянных репортёров театральной недели Лили Фроловой и Елены Липатовой. Просматриваю публикацию и вновь переживаю за героев, смеюсь и радуюсь. Вспоминаю спектакль «Собак@дRUг» детской школы искусств. По накалу чувств и яркости эмоций он занял первое место. А «Диалоги: концерт для рояля и актёра»?! Тоже потрясение от игры двух актёров, которые в совершенстве владеют своими инструментами. Один – голосом, другой – роялем. И было гармоничное слияние слова и музыки. Пианист Евгений Борец рисовал звуками образ того, кого изображал мимикой актёр Даниил Спиваковский. Спектакль – тоже подарок выксунцам в рамках театральных сезонов ОМК.
Не раз повторялась фраза о том, что Выкса может стать провинциальной культурной столицей. Ведь точно может! Приехали наши постоянные участники театральных недель из Кулебак, Павлова. Неожиданно отозвался московский театр «Чудо». А всё дело в том, что Леонид Кичайкин поставил спектакль по пьесе Ольги Ширеновой, руководителя этого молодёжного коллектива, и пригласил в Выксу со своими работами. Те охотно откликнулись, показав два динамичных, эксцентричных спектакля, где юные актёры импровизируют на ходу, ведут себя свободно, раскованно и порой непредсказуемо! Театральная неделя была, как всегда, хороша премьерами и местных коллективов, и заезжих. Из детской школы искусств три режиссёра выступили с интереснейшими постановками. (Вспомним начало года с Ниной Холодовой – задала тон). А Леонид Кичайкин – с двумя моноспектаклями, в которых сыграли молодые актёры-дебютанты.
Неделя закончилась, но театральная жизнь продолжилась. По программе сезонов ОМК с апреля по декабрь прошли 11 лучших спектаклей ведущих театров Москвы и Нижнего Новгорода. И даже лауреатов премии «Золотая маска». Выксунцы с удовольствием познакомились с нижегородскими театрами и посмотрели балет «Спартак» театра оперы и балета, «Денискины рассказы» театра «Вера», «Буратино» театра «Преображение». Дзержинский театр драмы привёз народную мелодраму «О Сане, Ване, любви и разлуке».
13 ноября. Московский театр «Табакерка» представил драматический спектакль по рассказам Андрея Платонова «Епифанские шлюзы». Режиссёр Марина Брусникина сделала из довольно сложно читаемой прозы урок для зрителей, да и для самих актёров. И одновременно ответила на вопрос, почему в России так трудно приживается то, что ей навязывается кем-то другим, кто пытается учить её жить по чужим правилам. Глубоко философский и психологический спектакль.
9 декабря. Розовый зал музея. Моноспектакль Нижегородского Дома актёра по пьесе Олега Михайлова «Подлинная история фрёкен Хильдур Бок, ровесницы века». Очень старая женщина (актриса Наталья Кузнецова) сразу захватила, втянула в свои истории. И глаза… что за глаза! Слезящиеся, как у всех очень старых женщин. Она смотрела на нас и не видела, была там, далеко, в прошлом. Глаза красные – то ли от слёз, то ли от старости. И ещё она часто вытирала нос платком, видно, что простыла (не актриса, а эта старушка!). И губы – бесцветные, безжизненные. Движения рук, походка, спина согбенная… она была рядом с каждым и рассказывала о своей и горькой, и счастливой жизни.
Но вдруг – что-то изменилось в ней. Сразу и не понять, что. Только чувствуешь сердцем. Старушка превратилась в обычную женщину, которая вспоминает молодость и любовь.
Как? Когда? В какой момент это случилось? Неуловимые перемены. Гениально. И тут же – сброшен парик, стоит женщина, смертельно уставшая, а потому кажется невменяемой. Но здравые слова говорит. И это страшнее безумия. А актрисе лет 30 с небольшим. Три жизни прожила на накале чувств. Веришь каждому слову, жесту, движению. Гениально. Главным и несомненным достоинством этой пьесы является превосходно выписанная роль для возрастной актрисы, рассчитанная на опыт и высокий профессионализм «старой школы» русского психологического театра. Театр – это что? Это когда не можешь говорить от рыданий, когда комок в горле.
Народный (образцовый) театральный коллектив «На Выксе» показал 11 спектаклей и восемь театральных постановок на разных сценических площадках. Главный спектакль – «Сказки об Италии» – не повторялся ни в одной постановке, всегда добавлялись новые выразительные элементы и герои.
Отделение «Искусство театра» ДШИ за год поставило 23 спектакля. В ноябре выступило с премьерой сказки «Королевство кривых зеркал», в которой импровизация, весёлые превращения, стремительная смена волшебных событий держала зрителей в предвкушении чудес.
Итоги Года театра говорят о том, что лицедейство у нас в крови. Инсценировки, мини-спектакли, литературно-музыкальные композиции, посвящённые Году театра, проходили и в городе, и в деревнях, и в посёлках. Сценические действия разворачивались во Дворце культуры им. Лепсе, Домах творчества и клубных учреждениях, в библиотеках, на площадях и просто на улице.
Так, магию театра ощутили и жители Новодмитриевки. Узнав о том, что их земляк Иван Мочалов долгие годы работал в театре имени Вахтангова и снимался в кино, сотрудники местного ДК провели тематический вечер. Слушатели смогли погрузиться в атмосферу театрального искусства, послушать рассказы библиотекаря Антонины Чураевой и художественного руководителя Дома культуры Ларисы Беговой о творческом пути артистов театра и кино, земляков – Валерия Ярославцева, Алексея Войтюка, Ирины Пеговой и Ивана Мочалова. Волшебную силу искусства испытали и сами участники, и зрители.
18 декабря. Спектаклем «На дне» Нижегородского театра драмы закрылись театральные сезоны ОМК.
Эта пьеса Максима Горького – вне времени. Так её и представили зрителям. Необычное оформление сцены: вместо ночлежного дома – огромные трубы, которые для людей и нары, и двери. В какие-то моменты появляется ударная установка. Звучат то приглушённо, то громко джазовые композиции Дюка Эллингтона. (А основа джаза – блюз. Как очень точно подметила нижегородская журналистка Светлана Кукина, блюз – это когда хорошему человеку плохо). Хорошим людям пьесы – плохо. Костюмы героев тоже вне времени. Но текст пьесы – горьковский, только перед нами не бомжи, а обычные люди. И проблемы у них не социальные, а философские. У каждого своя правда, свои истории, своя жизнь. И они, естественно, разобщены.
В финале спектакля – потрясаюшая мизансцена: все действующие лица обнимаются, стоят плотным кольцом. Потом круг разворачивается, и мы видим, что люди сплотились, стали другими. Понимаешь, насколько прозорлив был писатель, что и монологи, и реплики героев его пьесы до сих пор созвучны всем нам.
Театральные сезоны завершились. Надеемся, что и в следующем году ОМК подарит выксунцам новые театральные встречи и постановки, дав возможность вновь испытать катарсис – очищение, а значит, стать мудрее и лучше.
Год театра закончился. Закрылся занавес. Погасли софиты. Стихли аплодисменты. В зале погас свет.
Впереди новый год, новая жизнь. Мы вновь придём в театр. Взовьётся занавес, и мы будем сопереживать и сочувствовать, сострадать и радоваться вместе с героями театральных действий. Как сказал Константин Станиславский, театр возвышает жизнь человеческого духа на сцене и со сцены, то есть чувства и мысли артистов и зрителей.
Фото из архива редакции