Как я впервые попал во Дворец

account_circle ВР
visibility
Дворцу имени Ивана Ивановича Лепсе 30 апреля исполнился 91 год.

Проезжаю недавно мимо ДК и вижу афишу: «Дворцу – 90 лет», которая прошлой весной созывала зрителей на юбилей. Сердце защемило. Сразу вспомнился прошлогодний грандиозный концерт, цветы, подарки, аншлаг, аплодисменты, слова благодарности артистам. Настоящим народным артистам! Это я говорю совсем без пафоса, ведь все они наши.  Ходят с нами по одним улицам. Живут теми же проблемами. Работают с утра до ночи, порой без выходных и чаще всего именно в праздники, ведь их призвание – развлекать людей, пробуждать чувства светлые и радостные.

Под словом «артисты» в данном случае скрывается обобщённое понятие. Это и певцы, и актёры, и танцоры, и осветители, и костюмеры, и режиссёры, и... административные работники, и даже директор! Все они артисты, потому что дарят нам праздник.

Правда, сейчас практически все они в самоизоляции, работают удалённо, придумывают онлайн-проекты, реализуют их в интернет-пространстве, но наверняка уже строят планы на будущее. Да, дворцовские – они такие! Неравнодушные, энергичные, вечно молодые...

Как мне хотелось бы сейчас пройти по Дворцу, здороваясь с каждым вторым... Да что там вторым? С каждым первым, ведь все они знакомые и родные. С удовольствием подышать специфическим воздухом, постоять за кулисами, посидеть в зрительном зале. Но вход опечатан до особого распоряжения.

Поздним вечером звоню Наталье Осиповой, директору ДК: «Вы как там, живы? Расскажи, как переживаете изоляцию? Или лучше про Дворец, про то, как впервые в него попала. Или ещё лучше – пусть все ваши расскажут. Интересно ведь». И они рассказали. Быстро, интересно, ТВОРЧЕСКИ! В общем, всё так, как они умеют.

Валентина Зазерская: 

Как я впервые попал во Дворец

– У меня было три «первых» захода во Дворец.

Заход первый. Папа мой был гармонист, брат тоже играет – самоучка, а меня решили отдать учиться! Так я попала в 1983 году в музыкальную студию Дворца. Преподавателем у меня тогда был Владимир Николаевич Никитаев. Но в конце учебного года меня, как комсомолку-активистку, наградили путёвкой в «Орлёнок». 

Вернулась я за две недели до экзаменов в студии, но всё-таки успела выучить «Одинокую гармонь» и «Полюшко-поле» и получила крепкую четвёрку! 

Дома папа прослушал мою программу и сказал: «Ну а сейчас играй «Барыню»!». Моему возмущению не было предела, ведь мы её ещё не учили... Вот так закончился мой «первый заход».

Заход второй. Спустя год, после районного конкурса агитбригад, меня пригласили в народный театр Дворца, которым тогда руководили Татьяна и Александр Волковы. Это было незабываемое время!!! 

Замечательный был коллектив: Татьяна Конышева, Ольга Емельянова, Анжела Чалышева (Панина), Лена Хохлова, Володя Филоненко, Женя Горелов. Мы все сдружились и с радостью работали над водевилем «Беда от нежного сердца». Да-да, именно тогда я сыграла в нём первый раз, но Катеньку из Тамбова! Я до сих пор помню её песенку… 

А музыку нам записывал Александр Георгиевич Яковлев – художественный руководитель ДК. Это было моё первое знакомство с ним... 

Прошёл творческий сезон, во Дворце начинался ремонт, а у меня 10-й выпускной класс. Но именно этот год во Дворце предопределил выбор моей будущей профессии.

Заход третий. Когда я вернулась с семьёй в Выксу, у меня уже был маленький сын, но я не могла без работы! И когда ему исполнилось полгода, начала на полставки вести театральный кружок в подростковом клубе на Дружбе. Вот тогда мы и познакомились ближе с Александром Георгиевичем. 

Потом, пройдя (УЖАСНОЕ!!!) собеседование у Леонида Фёдоровича Кичайкина, директора ДК (после такого разговора мне не на что было рассчитывать), я всё-таки стала работать во Дворце культуры им. Ленина! 

Там было всё впервые... мои первые шаги в творчестве... До сих пор, проезжая мимо этого здания, испытываю щемящее чувство. Это как первая любовь – она не забывается! 

А 1 марта этого года исполнилось уже 25 лет, как я работаю художественным руководителем Дворца культуры им. И.И. Лепсе. 

Первый рабочий день, я подхожу к дверям ДК, останавливаюсь... и не могу зайти. Наконец открываю дверь, вхожу в кассовый зал и испытываю не просто панику, а настоящий ужас! Хотела уже вернуться, остановилась, и мне навстречу выходит грозный мужчина (это был Геннадий Михайлович Родионов! Мне и так было плохо, а тут он. Вы помните, как мог посмотреть и что сказать?!) и спрашивает: «Вы кто?» Я что-то промычала… А он улыбнулся и сказал: «Ну что, Валентина Николаевна, теперь это твой Дворец»... 

И вот уже четверть века это мой любимый ДОМ, это моя СЕМЬЯ, это моя радость и боль... Это – моя ЖИЗНЬ! 

Как хочется сейчас пройтись по нему, ощутить запах кулис, даже не выйти, а посмотреть на нашу сцену.... 

С днём рождения, наш любимый ДОМ, наш Дворец культуры!

 

Леонид Кичайкин:

Как я впервые попал во Дворец

– Я приехал в Выксу в гости из Якутии, на недельку. Поразила огромность Дворцов в городе и их архитектура, у нас на Севере не такие крупные. А тут ещё предложили работать в ДК им. Ленина! Бросив всё, остался на Выксе. Люди, атмосфера, менталитет – всё новое и интересное и, конечно, главное – культура! Начал с заместителя директора ДК им. Ленина, потом стал директором.

Две фразы сопровождают меня по жизни. «Клубный работник должен уметь делать всё» – это мой преподаватель по режиссуре так говорил. И мы сами шили, красили, монтировали, писали, убирали, мыли – ничем не кичились… «Зарплата должна быть заработанной» – так утверждал мой наставник, мой учитель по жизни, директор ДК им. Ленина Александр Иванович Растунин. Вот так по жизни и сопровождают меня два этих понятия.

Со временем поступило предложение перейти на работу в ДК Лепсе. Трудно было решиться, оставить коллектив, команду, с которой съели не один пуд соли, то есть предать. Но благоразумие и перспектива, советы мудрых людей, которые окружали меня, сделали своё дело. Решился.

Первая встреча с коллективом. И опять лозунг: «Мы команда одного корабля, и пассажиры, попутчики нам не нужны». Грубо, строго, но справедливо. И начали активно поднимать культуру ДК.

Дворец поразил меня своими площадями, залом, фойе, комнатами для кружковой работы. А особенно своей историей. Шло время, менялся коллектив, менялись направления работы. Но мне всегда хотелось заниматься не административной деятельностью, а своим прямым предназначением. РЕЖИССУРОЙ.

Вот говорят: «Мечты сбываются». Сколько интересного и забавного происходило в стенах Дворца! Наверное, нашим «коньком» были и остаются новогодние представления. Апофеозом всегда становится последний спектакль (так называемая «зелёнка»), то есть капустник. Вот здесь во всей мере раскрываются потенциальные таланты, проявляется полёт мысли, открывается фантазия у наших актёров. Все каждый раз с нетерпением ждут этого момента. Тем не менее «мины», которые актёры во время действия подкладывают друг другу, всегда неожиданны. Но артисты справляются с этой «неприятностью» и всегда выходят из ситуации достойно, так, что зрители и не замечают, если что-то пошло не так. Бывало, подкладывали в волшебную книгу сказок эротический журнал или слайм – в сказочные башмачки... Но все понимали шутки и после представления смеялись от души.

Случались на репетициях спектаклей и ЧП. Самой страшной для меня была травма, полученная на репетиции «Плутни Скапена», ставил его режиссёр Сергей Холодов. Я играл одного из героев. По сценарию должен был прыгать с балкона. Но в тот момент декорацию ещё доделывали, торчали штыри. За один из них я и зацепился обручальным кольцом и повис на нём. В итоге палец мне пришлось зашивать. Мы потом так и говорили, что этот спектакль омыт кровью. Много интересного можно вспомнить…

Думал, уйду на пенсию, буду отдыхать, но увы… характер у меня такой – без работы и коллектива сидеть не могу. Скучно.

Поздравляю весь классный коллектив ДК с днём рождения! Нам 91 годик, но мы не старые: мы всегда молоды. И наш девиз – «Дарить людям радость» – для нас никогда не потеряет актуальности.

 


Валерия Бродская:

Как я впервые попал во Дворец

– Мой творческий дебют был в 9 лет (в 2000 году) и состоялся он сразу на большой сцене Дворца культуры тогда ещё ОАО «ВМЗ», директором в то время был Леонид Фёдорович Кичайкин.

В те годы я начала заниматься в детском музыкальном театре «Волшебная флейта» под руководством Юрия Васильевича и Людмилы Ивановны Чичеевых. Актёрскому мастерству меня учила Нина Васильевна Холодова.

Не бояться сцены (тем более такой большой, как в ДК) меня научили руководители, доверив сыграть роль принцессы в двухчасовом спектакле «Кай и Герда» (по мотивам сказки «Снежная королева»). Кстати, в наших узких кругах мы так и называли этот спектакль: «Снежная королева». Королеву в нём играла Полина Буданова, а Кая – Сергей Мушта.

Труппа была большая. Не помню всех поимённо, но помню ту теплоту, с которой они ко мне относились, ведь я была самая младшая. Я играла в паре с Сергеем Спиридоновым, он был принцем. В те времена состоялась и моя первая запись песни к этому спектаклю. Очень хорошо помню, как меня записывали Юрий Васильевич и Людмила Ивановна. Это было в одном из академических кабинетов, там, где сейчас находится малый зал.

Конечно, я была маленькая, воспоминания в основном по рассказам моей мамы, которая, кстати, сохранила все выпуски местных СМИ, где писали о том спектакле.

Я знаю, что детки и в более раннем возрасте приходят в ДК. Да и я сама ходила и в «Малышок», и на новогоднюю ёлочку, но это не сравнить с самым запоминающимся и самым главным – первым выходом на сцену… Самую большую сцену! 

Самого главного Дворца нашего города!!!

С тех пор и начался мой театральный путь, с перерывом, конечно… Но став взрослой, я пришла работать именно в ДК им. Лепсе. 

Сейчас я – секретарь директора и периодически «отвожу душу» на сцене, играя в любимых новогодних спектаклях. Участвую и в других мероприятиях – хоть я и не творческий работник, а административный, но душа у меня творческая!

С днём рождения, любимый мой Дворец! Настоящее счастье – работать здесь!

 

Андрей Панов:

Как я впервые попал во Дворец

– Пришёл в ДК летом 1997 года. Был участником клуба авторской песни (рук. Юрий Фурсов) и кружка игры на гитаре (рук. Андрей Аникин). В 1998-м стал руководить клубом авторской песни при ДК. В 1999-м из этих клубов-кружков был сформирован клуб исполнителей авторской

песни «Меридиан». Первый состав: Андрей Панов, Людмила Рощина (Панова), Светлана Лужина, Евгений Агафонов, Ирина Изосимова. Нынешний состав: Андрей Панов, Людмила Панова, Светлана Лужина, Людмила Глухова. Самый «матёрый» участник коллектива – она раньше всех пришла в ДК – Людмила Панова (в ДК с 8 лет, с 1987 года).

 

Юлия Мельникова:

Как я впервые попал во Дворец

– Впервые я пришла в ДК им. Лепсе в октябре 2003 года. А с 4 ноября уже начались наши занятия по восточному танцу. 

Сначала было всего две группы по 22 человека. За год студия уже насчитывала 90 человек. Мне на помощь пришла моя сестра Глафира. Открыли новые группы, набрали деток (сначала занимались только взрослые). Так стали расти и развиваться. Потом начали давать сольные концерты и выезжать на соревнования. Позже ввели новые направления: акробатику, джаз, модерн.

Теперь у нас уже большая семья – спортивно-танцевальная студия «Экзотика». У нас много направлений. Немало чемпионов мы вырастили за это время))) И по сей день работаем и постоянно учимся чему-то новому, посещая мастер-классы. У нас появились помощницы, которые когда-то занимались в нашей студии, а теперь здесь преподают!

 

Ольга Фомина:

Как я впервые попал во Дворец

– Во Дворец я пришла 20 лет назад. Работала на ВМЗ, но не могла жить без творчества. Попросила Леонида Фёдоровича, директора ДК, взять меня инструктором в культмассовый отдел, и он рискнул. Была и заведующей отделом, и руководителем группы, и методистом, а теперь я культорганизатор. Как пришла, организовала группу «Бархатный сезон». Состав 2000 года: Оксана Заболотная, Ольга Фомина и Светлана Гордеева (на фото именно в таком порядке слева направо). Мы 12 лет пели таким, я бы сказала, золотым составом. Сейчас с нами Ольга Барыгина и Елена Стасюкевич. Надеюсь, будем продолжать радовать зрителей своим творчеством.

 

Елена и Анатолий Гладышевы:

Как я впервые попал во Дворец

– В декабре 1993 года мы приехали в Выксу и сразу пошли в отдел культуры поинтересоваться возможностью трудоустроиться в городе. 

В конце разговора заведующий отделом предложил нам выступить в январе на большом городском Рождественском концерте в ДК им. Лепсе. Как говорится, с корабля на бал! 

Подготовили латиноамериканское попурри на музыку шведской группы «АВВА»… 

Выксунская публика нас очень тепло приняла! Так мы оказались во Дворце сначала в качестве исполнителей, а чуть позже и педагогов по бальным танцам.

ДК на нас произвёл сильное впечатление. Таких дворцов в маленьких городах просто не встретишь! Да чего уж там, и большие города могут позавидовать!

 

Иван Покореев:

Как я впервые попал во Дворец

– Это было в далёком 1982-м. Я, первоклассник школы №12, впервые был на кукольном спектакле в «старом» Дворце. Так в народной среде называли Дворец имени Лепсе. 

В большом зале – огромная люстра и деревянные кресла... В фойе 1-го этажа были колонны в зеркалах...  Всё это величие и новогодние мультфильмы остались в памяти 7-летнего Вани... Ныне – заведующего административно-хозяйственным отделом ДК им И.И. Лепсе.

 

Наталья Осипова:

Как я впервые попал во Дворец

Первое яркое запоминающееся моё появление в ДК (хотя, конечно, я бывала там раньше, меня приводили на представления) произошло в 6-7 лет. Я ходила в детский сад «Солнышко». Всегда с удовольствием участвовала во всех праздниках. И меня, как активную девчушку, и Сашу Крайнова привлекли к участию в концерте – читать стихи. К какому празднику? Конечно, не помню. 

Мы ходили на репетиции, у меня всё получалось, а вот Саша постоянно забывал слова.

И вот настал мой звёздный час! Я буду выступать на большой сцене великого Дворца имени (загадочного тогда для меня) Лепсе. Помню, бежим с мамой во Дворец. Я в красивом трикотажном костюме «вкусного» малинового цвета, с жёлтыми узорами и рыбками. И вдруг хлынул сильнейший ливень. Нас не спасло ни одно дерево. Прибежали мокрые. А когда сняли кофточку от костюма, на белой блузке появились цветные разводы! Блузку, наверное, поменяли. Мамочка всегда предусмотрительная. 

И вот я на сцене с Сашей. Всё торжественно и красиво! Саша бойко прочитал свои строки. А я… всё забыла… Как развивались дальше события, не помню. Но с тех пор мне очень сложно выступать одной. И волнение на сцене так и сохранилось… 

Но эти «страшные» тогда для меня минутки не закрыли дорогу в ДК. Наши встречи были очень частыми. А теперь я директор этого чудесного храма искусства. Я люблю тебя, дорогой ДВОРЕЦ!  С днём рождения! 

ПРОЦВЕТАНИЯ и ВЕЧНОЙ ЛЮБВИ ЗРИТЕЛЕЙ!

Фото Дениса Крыгина и из личных архивов респондентов