обсуждали участники общественных слушаний
Выксунский парк – любимое место отдыха горожан. Таковым он был во второй половине ХVIII века и остаётся притягательным до сих пор. Созданный в то время, когда традиции французского регулярного парка ещё не ушли, а простого английского не утвердились, выксунский парк хорош был как раз своей двойственностью. Об этом писали современники как поры Баташёвых, так позднее и Шепелевых.
Парк сохранял свою неповторимость вплоть до 1918 года. Затем здесь, как в самом лучшем месте Выксы, были захоронены четверо коммунаров, расстрелянных белогвардейцами в Новодмитриевке (трое похоронены в Виле). Сначала на месте захоронения была установлена деревянная стела, а в 30-е годы – скульптурная группа. В 30-е годы был составлен и проект реконструкции парка. Предполагалось, что через пять лет работы будут завершены. Однако война помешала выполнению намеченного.
За более чем 70 лет советского и нынешнего периодов парк утратил свою величавость и красоту. В советское время началось формирование перед домом Баташёвых закрытого пространства, нарушившего визуальную связь с парком. А в 50-х годах бывший господский дом был отгорожен забором и гаражами.
Когда часть дома была передана музею, партер немного облагородили, однако он по-прежнему не являлся единым целым с парком. Начавшаяся несколько лет назад реконструкция усадебно-промышленного комплекса включала и реставрацию партера. Эти работы начались недавно, в год 255-летия ВМЗ.
Эскизный проект представляла руководитель «Архитектурно-ландшафтного центра» кандидат архитектуры Ольга Воронина. Вся концепция состояла из трёх частей, две из которых представляли анализ того, каким был парк в XVIII веке, что в нём подвергалось изменениям, и предложения по реставрации.
В проекте предполагается восстановить диагональные аллеи времён Баташёва, овал, вытянутый вдоль главной аллеи времён Шепелева, и цветочный круг.
В целом проект получил положительную оценку. Однако замечаний и предложений тоже было предостаточно. Прежде всего всех взволновал вопрос о судьбе дома Гельц (здание ДОСААФ). Проектанты включили его в перечень зданий и сооружений, не связанных с историей парка. А ведь он является памятником архитектуры XIХ века. Здесь жила семья главного механика завода во время правления Лессинга. Это здание является частью усадебно-промышленного комплекса. Оставить его, сохранить, отреставрировать – таково мнение участников слушаний.
Другой вопрос – памятник семи расстрелянным коммунарам. По проекту он попадает в центр овала, вытянутого вдоль главной аллеи. Перенести его куда-либо в настоящее время проблематично, хотя есть вариант перенесения его на место расстрела коммунаров в Новодмитриевку. Было высказано пожелание вместо памятника установить символическую колонну.
Высотою революционный памятник до уровня третьего этажа усадебного дома и стоит он по линии главной аллеи. Когда партер будет расчищен от случайных и хаотично высаженных деревьев, то он окажется доминантной точкой всего партера и главной аллеи. А поскольку пока ни убрать его, ни поставить на этом месте другой символ невозможно, то заказчик принял «соломоново» решение. В нижней части партера на одной визуальной линии установить скульптуру. Она представляет собой фигуру женщины, символизирующую четыре времени года и являющуюся стилизацией под екатерининскую эпоху. Замечания относительно этой стилизации были довольно саркастическими: нарушается историчность, а в ландшафт парка вносятся элементы, никогда здесь не присутствовавшие. Тем не менее скульптуру решено оставить. Работы по реконструкции нижней части партера ведутся интенсивными темпами.
Елена Липатова. Фото Ольги Поповой