Казиник строит в Выксе школу будущего

visibility
Благотворительный фонд «ОМК Участие» организовал семинар для преподавателей музыкальной, художественной и общеобразовательных школ. Пять дней педагог-новатор, музыкант, просветитель, артист, публицист Михаил Казиник вместе с учителями разрабатывали волновой урок «Зерно». Его...

Благотворительный фонд «ОМК Участие» организовал семинар для преподавателей музыкальной, художественной и общеобразовательных школ. Пять дней педагог-новатор, музыкант, просветитель, артист, публицист Михаил Казиник вместе с учителями разрабатывали волновой урок «Зерно». Его соратниками были выдающиеся музыканты с мировыми именами: скрипач-виртуоз Андрей Чистяков и пианист, лауреат международного конкурса им. Э. Горовца Вячеслав Зубков. Потрясающая игра профессионалов высочайшего класса создавала атмосферу радости бытия, стремления к творчеству и желание созидать во имя детей.
   Сегодняшняя статья – это заметки о семинаре, впечатления о нём участников и высказывания о воспитании детей в атмосфере музыки и культуры.

Посеять зерно любви
Первое занятие семинара прошло в форме мозговой атаки. Двадцать педагогов фонтанировали идеями на тему «Зерно». Ассоциации, образы, аналогии сыпались как из рога изобилия.Каждый педагог проявил себя творцом – и это было именно Школой будущего.
   Главную суть подобных уроков-размышлений, уроков-импровизаций, уроков-познаний добра образно выразил Михаил Казиник.
   – Что такое культура? Это возделывание. Она несёт в себе заряд зерна, первичного знания, заряд любви, интонации, заряд творчества. Когда мама утром целует ребёнка, она даёт ему зерно любви. И если мама забыла его поцеловать, он уходит недолюбленный, и в этот день что-нибудь да разрушит. В демократическом обществе во главе стоит культура. Для того чтобы иметь здоровое поколение, надо в воспитании идти от духа, души. Не бытие определяет сознание, как считали классики марксизма-ленинизма, а сознание изменит бытие.
   Лариса Орловская, генеральный директор фонда «ОМК-Участие»:
   – Когда полтора года назад мы бросили клич о том, что с помощью Михаила Казиника создаём в Выксе школу будущего, откликнулось 500 человек! Мы ахнули, но на следующий семинар пришло уже 50 педагогов; осталось 20.
   Михаил Казиник:
   – Это и много, и мало. Много, потому как могло случиться так, что не осталось бы ни одного. Мало, потому как необходимо большее участие молодых, только что со студенческой скамьи, которых не учили ни психологии восприятия, ни образному мышлению, ни многому из того, что я даю на семинарах. Сколько школ я посетил, прежде чем у меня родился этот проект! Сколько педагогов и детей жаждут новых уроков! Я получил десятки тысяч писем из разных стран мира и во всех один вопрос: «Как попасть в вашу школу?» Шведское правительство провело конференцию с моим участием. Приехали все директора школ. Они хотят иметь у себя в государстве школу будущего. А я хочу, чтоб такие школы были в России. В вашей Выксе тоже.
   Лариса Орловская:
   – Те 20 педагогов, что занимаются на семинарах Михаила Казиника, за полтора года стали другими. Он уже говорит с ними на одном языке. Разговор на равных. Они обогащаются идеями Михаила Семёновича, ведут волновые уроки. Мы проводим аудио-встречи, скайп-конференции. Это благотворно отражается и на детях, и на педагогах.
   Получив импульс к творчеству, учителя творят. Педагоги школ №№ 8, 9, гимназии № 14, музыкальной, художественной, Шиморской написали проекты-темы волновых уроков и с 1 сентября начнут вести их. Это школа Михаила Казиника. Школа будущего. Учителя поняли, какой это благодатный процесс – творчество, погружение в глубины сознания и выход на новый уровень бытия. Они увидели, как произведения искусства – живопись и музыка раскрывают внутренний потенциал ребёнка.

Будет музыка – навсегда!
Казиник строит в Выксе школу будущегоСкрипач Андрей Чистяков и пианист Вячеслав Зубков на всём протяжении пяти дней семинарских занятий исполняли не просто музыку, а произведения, написанные виртуозами-композиторами для себя же в надежде, что после них никто это не сыграет. Но после Паганини в Испании родился Пабло де Сарасате, которого прозвали испанским Паганини, и самое знаменитое его произведение – сложнейшее технически – «Цыганские напевы». В России Яков Хейфец – скрипач высочайшего уровня исполнял эту музыку. Андрей сыграл и «Цыганские напевы» Сарасате, и «Чардаш» так, что было свыше человеческих возможностей! Вячеслав Зубков, которого Казиник метко назвал реинкарнацией Листа, исполнил «Венгерскую рапсодию №2» не только виртуозно, но ещё и усложнил и без того безумно сложное произведение своими каденциями. Технические возможности этих музыкантов безграничны! А сам концерт, который пианист и скрипач дали для педагогов, был поистине королевским подарком. Звучали Чайковский, Шуберт, Римский-Корсаков, Штраус. Блистательное исполнение столь же гениально комментировал Казиник, поясняя, как необходимо вплести в ткань волнового урока музыкальные иллюстрации.
   Когда после семинара педагогов спросили, как они воспринимают волновые музыкальные уроки Михаила Семёновича, они говорили: «Это радостный путь к ребёнку», «Весёлые уроки добра», «Пробуждение мышления», «Возвращение к античности – через музыку», «Знания, которые несут радость», «Михаил Казиник – человек эпохи Возрождения».
   Но и это ещё не всё. В завершение пятого дня педагоги дали свои варианты волнового урока по теме «Зерно».
   Зёрна, посеянные Михаилом Казиником, дали добрые всходы. Вот что сказали по этому поводу их творцы.
   Татьяна Феоктистова: «Весь семинар стал одним волновым уроком, объединившим нас всех, давшим импульс к творчеству, пробудившим тягу к знаниям».
   Ирина Мешкарёва: «Для меня семинар – это встречи с коллегами, с Михаилом Семёновичем. Общение с музыкантами-виртуозами – сильнейшее впечатление! Надо непременно давать детям возможность слушать музыку и наслаждаться ею. У меня родилась идея: провести волновой урок с родителями. Это посеет зёрна вдохновения и в их души!»
   Ольга Белая: «Я открыла для себя мир музыки. Жаль, что эти прекрасные творения проходили мимо меня. А за пять дней узнала, что можно через музыку нести детям добро».
   Ольга Воронова: «В этих уроках для меня важна импровизация. Важно, что ребёнок сам открывает для себя новое и радуется этому. Главное, что после таких уроков дети будут стремиться к «познанию, творчеству и открытиям».
   Анна Пашина: «Человек так устроен, что он не может жить в абсолютной тишине. Слух – это пятое из его чувств. И когда из жизни выпадает способность слушать музыку, выпадает и одна пятая его существования. Ребёнок должен слушать гармоничную музыку всегда, она очищает его от хаотичности, шума, который окружает его на улице».
   Ирина Шукаева: «Эти пять дней потрясли моё сознание. Дали стимул к творчеству».
   Послесловие Михаила Казиника:
   «Полтора года 20 педагогов творят. Они создают школу будущего, где действует одна методика – свободного мышления. Она развивается импровизационно. Она – живое древо познания, культуры, творчества».

Елена Липатова. Фото Ольги Поповой