Вопрос без ответа, или Страсти разгораются
В январе в Доме Баташёвых открылись первые восемь залов. Событие, которого так долго ждали, свершилось. Первые посетители, а в их числе оказались ветераны и краеведы, журналисты и почитатели старины, старожилы, вышли после просмотра с чувством ошеломления и смятения. То, что увидели, во многом не отвечало ожиданиям. Сформулировать свои впечатления смогли не все и не так быстро. Из Нижнего буквально на второй день после открытия приехала делегация нижегородских музейщиков и экспозиционеров во главе с кандидатом исторических наук Тамарой Ковалёвой. Гости тоже были явно обескуражены, хотя раньше предупреждали руководителей музейного комплекса, как избежать ошибок, которые были отмечены уже на стадии проекта.
Кстати, в марте прошлого года в администрации района состоялось заседание за круглым столом, когда дискуссию о готовящейся экспозиции «Великой победе посвящается» вели ветераны, краеведы, авторы концепции, журналисты. Разговор получился жёстким, заинтересованным. Были высказаны замечания, предложения. Думалось, что к мнению авторитетных людей авторы концепции и экспозиционеры прислушаются. Во всяком случае – обещали. Из обещанного сделали мало, а материал по Выксе «загнали» на второй план. Это, естественно, вызвало и недоумение, и споры. Однако этот зал не единственный, по которому возникают вопросы. По всем другим экспозициям – тоже.
На заседании совета по сохранению культурного наследия при администрации Выксунского округа возмущение и одновременно удивление, как это могло произойти, вылилось в открытое письмо председателю Совета директоров ОМК Анатолию Седых. И его, ни секунды не колеблясь, подписали все присутствовавшие.
Свой экстренный выпуск мы посвящаем вновь (в который уже раз!) многострадальному музею местной истории, уникальной, неповторимой, единственной… Но кто-то упорно хочет нивелировать эту самобытность, сделать схематично-упрощённой, обезличенной. Экспозиционеры, очевидно, не понимают, что сделать богато не значит – правдиво. И показать историю в красивых инсталляциях, коллажах – сов-сем не значит, что надо задвинуть на задний план людей, участников и свидетелей истории! Создаётся впечатление, что составители экспозиции руководствовались одним лишь принципом – сделать красиво, и так увлеклись, что забыли о том, что музей – это место, где хранится история именно того города, района, края. Тем и ценны музеи. Если бы было иначе, можно было бы наштамповать их по городам и весям – смотрите и любуйтесь, вон как красиво!
В стремлении к эффектности экспозиционерам не откажешь. Каждый зал имеет свой слоган в виде ленты с запечатлённой на ней цитатой, только не указано, кем является автор – то ли поэт, то ли философ, то ли историк, то ли краевед. Чести удостоен лишь евангелист Лука.
В современной круглой витрине зала «Археологическая Выкса» экспонаты представлены тоже по принципу внешней привлекательности, но по временным ориентирам здесь полный хаос! И если продолжать дальше, то таких замечаний предостаточно.
Каковы они, вы прочитаете в сегодняшнем выпуске. Надеемся, что на этом дискуссия не закончится. Всё достаточно серьёзно. История – свята. И отношение к ней должно быть бережным, вдумчивым, глубоким. Выксунцы свою историю знают. Во всяком случае, пока…
Председателю Совета директоров ОМК Анатолию Седых
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Уважаемый Анатолий Михайлович!
Совет по сохранению культурного наследия округа Выкса, краеведы и историки выражают серьёзную обеспокоенность процессами, происходящими в Выксунском музее (ныне музей истории завода).
Мы глубоко ценим вклад Объединённой металлургической компании в дело сохранения культурных и исторических ценностей Выксунского края. Однако вынуждены признать, что сегодняшнее состояние музейных экспозиций вызывает беспокойство, поскольку не отражает ни многоплановости выксунского исторического наследия, ни его своеобразия.
Открытия первых залов музея ждали с нетерпением, но ещё на подготовительных этапах, в ходе презентаций макетов экспозиций, краеведы Выксы указывали руководству усадебно-промышленного комплекса на ряд существенных недостатков. К сожалению, эти замечания не были учтены в ходе создания экспозиций, и сегодняшнее состояние музея вызывает массу вопросов – Выкса в нём представлена скудно и непоследовательно.
Основная задача провинциального музея – повествование о местной специфике, которая не представлена более нигде. Залы первого этажа Дома Баташёвых представляют собой дорогостоящие инсталляции, начисто лишённые территориальной принадлежности.
Так, зал «Выкса археологическая» знакомит нас с экспонатами, закупленными у арзамасских археологов, при этом не давая ни малейшего представления о выксунских археологических памятниках, а образцы породы и полезных ископаемых не отражают специфику выксунских рудных мест. Зал «Выкса работная» демонстрирует ещё одну дорогостоящую коллекцию – разного рода инструментов, но совершенно непонятно, какое отношение она имеет к Выксе. Между тем, о Баташёвых и их работных людях экспозиция необходимой информации не даёт.
Те же претензии и к другим залам. По мнению одного из выксунских краеведов, Александра Федина, «можно взять этот музей, разместить в любом городе страны, и везде он будет своим. Нет лица Выксы, её индивидуальности».
Особенно много вопросов вызывает зал «Великой Победе посвящается». Первое, что встречает посетителей – стенд с немецкими орденами. Символы и аллегории, окружающие посетителей зала, вызывают недоумение. Идея авторов экспозиции – отойти от стереотипов и показать Выксу в контексте мировой истории похвальна, но на деле выксунская история оказалась на втором-третьем плане – в выдвижных турникетах и в альбомах, которые технически невозможно продемонстрировать экскурсионным группам. А между тем, военная судьба Выксы интересна, многогранна и показательна. Тыловой город ковал победу вместе со всей страной, роль металлургического завода в то тяжёлое время вряд ли можно переоценить. Госпитали, укрепсооружения, герои-выксунцы, имена которых бережно хранит память народная – всё это в экспозиции отошло на задний план, подменённое сомнительными попытками глобализации исторического процесса. В качестве лишь одного примера: в зале нет ни слова о Василии Лужине, одном из создателей легендарной «Катюши», человеке, которым Выкса гордится.
Поскольку авторами и создателями экспозиций являлись приглашённые специалисты, сотрудники музея трудно ориентируются в обстановке, что мешает им полноценно выстраивать экскурсионное обслуживание. Множество допущений (костюмы артистов в «зеркале»; отделка потолков в помещениях, панно в зале «Великой Победе посвящается») нарушают канву исторической достоверности, что неприемлемо для музея как основного хранителя деталей и оригинальных черт прошлого.
От лица выксунской общественности настойчиво просим Вас прислушаться к нашему обращению, создать коллегию из историков и краеведов, которые помогут откорректировать имеющиеся существенные недостатки. Выксунский музей – это гордость округа, его жемчужина, и мы искренне надеемся, что общими усилиями мы сможем создать тот продукт, который будет интересен как гостям города, так и выксунцам вне зависимости от возраста и социального статуса.
Мнение учёного
Идея, которую группа создателей экспозиции обозначила на сайте усадебно-промышленного комплекса – показать историю баташёвского периода, его людей и события на фоне мировой истории, включив выксунскую составляющую в общемировой процесс.
На самом деле мы имеем сейчас некий набросок, зарисовки будущих экспозиций, где глобальный контекст доминирует и стирает местное своеобразие. Причём непонимание специфики музея как объекта проявляется даже в мелочах.
Возьмём, к примеру, гардероб. С раздевалки начинается не только театр, но и любое учреждение. И когда зеркало в холле Баташёвского дома, к которому подходишь поправить воротничок и причёску, начинает беседовать с тобой, несколько удивляешься. Я не спорю, идея интересная и оригинальная, но 2-3 минуты на каждый диалог – это слишком. Вряд ли экскурсионная группа будет иметь желание толпиться в раздевалке и слушать странные речи, так и не получив возможности причесаться.
Зал «Археологическая Выкса», к сожалению, этой самой археологической Выксы нам не показывает. Мы видим некий археологический натюрморт, где собраны разные вещи и предметы, которые к данной местности имеют крайне слабое отношение. Мы с удивлением узнаём, что они куп-лены в Арзамасе. При этом карта археологических памятников Выксунского района отсутствует, равно как и характеристика именно местных археологических артефактов.
«Выкса работная». Чего мы ждём от этой экспозиции? Разумеется, что нам расскажут о Баташёвских заводах, о том, что связано со становлением Выксы. Ничего подобного мы не обнаруживаем. И отдельные чугунные отливки, неизвестно как и зачем появившиеся, понятнее ситуацию не делают. Коллекция инструментов, безусловно, очень интересная, но она тоже где-то куплена, а вот зачем и какое отношение имеет к Выксе – вопрос открытый.
Больше всего – не побоюсь этого слова – шокирует зал «Великой Победе посвящается». Когда при входе буквально спотыкаешься о немецкие ордена, вопрос возникает сам собой: чьей победе посвящена экспозиция? В зале много интересных вещей, художественно сделанных, но их назначение остаётся неясным. Трудно отличить русский блиндаж от немецкого, странен «натюрморт», символизирующий, видимо, поле боя. Очевидны попытки создателей показать некий сборный, глобальный образ войны как общечеловеческого бедствия, но пока у них это не получилось. В то же время Выксы опять нет: ни на импровизированной карте мира, ни на переднем плане экспозиции.
У музейщиков есть понятия первого, второго и третьего плана. Так вот, выксунский материал, отодвинутый на второй план (турникеты) и третий (альбомы), будет недоступен группам экскурсантов. Да и самим работникам музея, наверняка, трудно организовать экскурсионное обслуживание, ориентироваться в чужой и не всегда логичной идее. Очевидно, что выксунские музейщики не принимали участия в создании экспозиции, не пропустили её идею через руки и душу, мозг и сердце.
Какова главная задача местного музея? Показать особенности именно этой территории, этих людей, этой истории. Её нигде больше не покажут – ни в Государственном музее, ни в каком другом. В Выксе пока мы не видим самобытности, не видим баташёвского наследия и судеб выксунской земли.
Конечно, поражает богатство, количество средств, вложенных в экспозиции. Даже дом Рукавишникова, на мой взгляд, не производит такого впечатления. Но отсутствие внутренней системы и логики, отсутствие привязки к Выксе заставляют думать, что пока мы видим лишь наброски и черновики. Нужно, чтобы форма соответствовала содержанию, чтобы они гармонично дополняли друг друга. На сегодняшний день форма в Баташёвском доме диктует условия, пожалуй, даже агрессивно-наступательно заслоняет содержание.
Ещё один момент – нужно включать в процесс создания экспозиций местных краеведов, музейщиков, историков – людей, которые являются хранителями живой истории, владеющими огромным ресурсом знаний именно местной специфики.
Что будет дальше, трудно сказать. Всё ещё можно поправить. Авторы хотели уйти от традиционных представлений о музее – идея похвальна, но воплощение не соответствует даже их собственной концепции. Полагаю, впереди ещё серьёзный диалог и большая работа по приведению к единому знаменателю формы музея и его содержания.
Тамара Ивановна Ковалёва,
директор музея ННГУ, главный редактор журнала «Нижегородский музей», кандидат исторических наук, доцент
Мнения выксунских краеведов
Педагогам известно яркое изречение о том, что родившийся человек находится между ангелом и демоном, а кем он вырастет – зависит от семьи, школы, окружающей его среды и от него самого... Да и взрослые люди, всю жизнь испытывая влияние разных политических, мировоззренческих, культурологических вкусов, взглядов, оценок, существующих в обществе, учатся и воспитываются. На человека могучее влияние оказывает история страны с её героическими и трагическими событиями, героями и антигероями.
Великая Победа советского народа над фашизмом в 1941-1945 гг. является нравственным богатством страны на века! И память о ней, о страшных годах испытаний, о массовом героизме людей на фронтах и в тылу, об огромных материальных и людских потерях – 27 млн человек – должна быть святой и вечной!
Многочисленные памятники и музеи по всей стране потрясают каждого своей правдой о войне, будоражат душу, действуют на разум и чувства, воспитывают людей патриотами.
В 1941-1945 гг. от вероломного нападения врага защищали страну в том числе и 20 000 выксунцев, погибли из них 6000... Вдумаемся в эти цифры. Тогда в Выксе проживало около 40 тысяч человек, а в районе – около 70 тысяч. Беда затронула каждую семью, ведь не только на полях сражений пало много воинов – и среди вернувшихся фронтовиков было много инвалидов, людей искалеченных, которые после Победы пожили недолго...
Выксунцы долго и с волнением ждали открытия обновлённого музея ВМЗ. Организаторы обещали даже через прессу, что удивят новинками в оформлении музея. И действительно удивили, и новинки есть... Но их обязательно надо обсуждать – коллективно, открыто, по каждому залу.
Входим в зал «Великой Победе посвящается» и сразу ощущаем – зал слишком мал. Чёрную карту мира дополняют фотографии душераздирающих фактов Второй мировой войны в Европе, Африке, на Гаити, в СССР. «Да, – скажет обыватель, – война есть война, хоть в Сталинграде, хоть на Гаити». Великая Отечественная война 1941-1945 гг. показана тем самым не как фрагмент, а как фрагментик Второй мировой... Нет материалов о событиях 22 июня 1941 года, нет и текстов приказов Гитлера «Ост» и «Барбаросса» с их звериной сущностью...
Нет стендов о работе в 1941-45 гг. выксунских заводов, о воинских частях, дислоцированных в районе. Есть стенд с вещевым материалом военных лет, но он почти не работает. Сведения о героях-выксунцах добротно представлены в солидной настенной книге, а вот в другой такой же книге материал о выксунцах, отличившихся в боях, представлен слабо. Впечатляет стенд с искорёженной землёй Смоленска. Но нет сведений об обороне города в 1941 г., освобождении его в 1943 г., об участии в этих сражениях выксунцев. Разработана ли эта тема вообще?
Озадачивает экспозиция с двумя одинаковыми блиндажами на фоне чудесного русского пейзажа, разделённого чёрной тропой. Тропа, по замыслу авторов проекта, символизирует противостояние цивилизаций. Да фашизм разве можно назвать цивилизацией?! Что-то тут есть от идеи десталинизации России, от потуг уравнять фашизм и советскую цивилизацию, фашистского солдата-завоевателя и советского солдата- освободителя. Вот что стоит за новаторскими идеями в оформлении зала «Великой Победе посвящается».
Уходишь из зала и думаешь: «А победу-то у нас украли...» Защищать её надо всеми силами, какие у нас есть! Нет победы советского народа над фашизмом в этом зале, нет усилий и жертв выксунцев в 1941-45 гг.
P.S. По замыслу авторов, осуждать фашизм не надо, и Нюрнбергский процесс тоже можно забыть. Но ведь Вторая мировая война закончилась им – петлёй на шее заправил рейха. Рассказ об истории Второй мировой войны получается непоследовательным и неполным. Нет прощения фашизму. О каком примирении может идти речь?! С немцами, которые сами прокляли фашизм – да, примирение, а с фашизмом – НИКОГДА!!!
Надежда Князева
Как бы, кто бы и что бы ни говорил о принадлежности музея, он – наш, городской.
И завод – только содержатель его.
Проглядывает навязанная устроителями музея идея (знаю, что говорю) – обеспечить шок в экспозициях и разительность в оценках настоящего и былого.
Помести его – наш музей – в том состоянии, в каком он сейчас, в любой другой город, даже за пределами Нижегородской области, и там посетители скажут: «Это наше! Где там Выкса?»
По тематике экспонирования: это смесь исторического (не выксунского, не Баташёвского) с краеведческим. Какая-то солипсическая похлёбка.
О строительно-реставрационных работах. Наши нынешние устроители музея представили почему-то, что баташёвские отделочники никакого понятия не имели об эстетическом оформлении господских помещений, и как шабашники, щи лаптем хлебающие, ляпали раствор на стены, размазывая его руками в рукавицах по поверхности. А фрагменты внутренней отделки, сохранённой в ходе «реставрации», опровергают грубость в работе старых мастеров.
Честь имею, Александр Федин
На этом наш разговор об экспозициях и залах обновляемого дома-музея Баташёвых не закончен. Надеемся, что свою позицию и точку зрения выскажут авторы музейной концепции, составители экспозиций и сотрудники музея усадебно-промышленного комплекса братьев Баташёвых-Шепелевых.
Проект Елены Липатовой. Фото Ольги Поповой и с сайта http://ls-vyksa.livejournal.com Благодарим за помощь в подготовке материала Алёну Баикину