Практически каждый из нас хоть раз в год посещает какой-либо концерт, различные выступления или шоу. Мне тоже недавно удалось побывать на ярком многочасовом представлении в нашем городском парке.
Там, фотографируя выступления музыкантов и танцоров и глядя на обычных людей у сцены с «мыльницами», мне и пришла в голову мысль о том, чтобы написать небольшую заметку о концертной съёмке для начинающих фотографов.
Если вы только-только делаете первые шаги в фотоискусстве, то, посетив Интернет на предмет изучения данной тематики, наверняка будете разочарованы. Скажем, неделю назад вы только начали осваивать камеру, завтра предстоит снимать некое выступление, а вместо простых советов – одни сплошные термины и цифры! Практически на всех порталах рекомендуется выдержку ставить такую-то, диафрагму – вот такую-то, снимать в ручном режиме и ещё вдобавок регулировать некое таинственное значение ISO. Всё верно, разве поспоришь. Есть только одна закавыка: вся эта информация пригодится тому, кто уже на «ты» с камерой и хочет знать, КАК снимать. На первом этапе новичок должен понять, ЧТО именно снимать: как строить кадр и что не следует делать при съёмке. Все остальные премудрости он освоит позже.
Возьмите себе в привычку приходить на любое действие заранее, чтобы посмотреть сцену и возможные точки съёмки. В небольших клубах бывает так, что места катастрофически мало, и передвижение с камерой может вызвать трудности. Потому постарайтесь заранее определить, где лучше пройти, поскольку передвигаться всё равно придётся: если проводить всю съёмку с одной точки, то ваш репортаж с концерта будет малоинтересен, зрителя не обманешь. Если на выступлении есть опытные фотографы, старайтесь держаться вблизи и в процессе своей работы краем глаза понаблюдайте, что снимают они.
Первый значимый совет фотолюбителю, о котором ничего не написано в онлайн-инструкциях, но который надо помнить обязательно. Пригибайтесь во время передвижения, уважайте своих коллег и простого зрителя! Прежде чем сделать шаг и поменять позицию, посмотрите – не «перекроете» ли вы своим телом объектив рядом сидящего фотографа?
При съёмке концертов обращайте внимание, чтобы в кадр на переднем плане не попали головы рядом стоящих людей. Потому, если нет возможности протолкаться вперёд (бывают и такие моменты), то просто поднимите ровно камеру над головами и сделайте несколько кадров. Камера «ушла» вверх или чуть в сторону? Не беда, пробуйте ещё раз!
После нескольких отснятых кадров сразу проверьте результат. Увеличьте на дисплее, посмотрите общую резкость. Приучите себя к этой процедуре. На начальном этапе, когда вы делаете свои первые шаги в мире фото, снимайте как можно больше, не экономьте место на флешке! Дома легко сможете разобрать отснятый материал – что оставить, а какие кадры удалить, это не проблема. В противном случае будете кусать локти, что фотографий выступления артиста N у вас нет, поскольку сделали пару кадров, а они в итоге не получились.
Во многих случаях концерт – это мощное световое представление, и тут надо быть внимательным. Чуть поторопился – и вот тебе «пересвеченное» фото. А может быть так, что большая часть сцены по задумке организаторов затемнена. Вспышка иной раз не выручит, но, возможно, терпение поможет вам сделать желанный снимок. Подождите, если выступающий находится во мраке сцены, наверняка скоро его осветит луч рампы или сам артист выйдет на более освещённое место, спешка тут ни к чему.
Во время съёмки не забывайте про зрителей. Можно снять отдельных посетителей концерта, а можно – всю беснующуюся толпу, тут дело конкретного случая, но обязательно «разбавьте» сценические снимки кад-рами из зала.
При домашнем разборе снимков вы можете столкнуться с ситуацией, что в кадре слишком много цвета, потому имеет смысл перевести фото в чёрно-белый режим. Поверьте, обесцвеченный снимок сразу помогает акцентировать внимание зрителя на каких-либо формах. Кроме того, при сортировке фотографий (для соцсетей) старайтесь сделать так, чтобы ваш репортаж был максимально разнообразен. Пусть за снимками фронтмена пойдут кадры со зрителями, затем – фотографии общего вида сцены и выступающих артистов на заднем плане, далее снова главного исполнителя. И так – по кругу. Такое чередование создаст нужную динамику при просмотре. Если этого не сделать, зритель может быстро потерять интерес.
Вы не задумывались, почему фотографов иногда называют «фотохудожниками»? Фотограф тоже создаёт картину, выражая собственное видение мира, только не через кисть и полотно, а через камеру. Поэтому, прежде чем нажать на затвор, подумайте, что именно вы хотите передать сделанным кадром, что вы хотите «нарисовать», есть ли что-то интересное в этом?
Ищите разные точки съёмки, пробуйте необычные ракурсы, подмечайте детали и обязательно ознакомьтесь с теорией из книг, Интернет вам в помощь! Создавайте свою фотокартину, и не беда, если что-то не получается, все с этого начинали. Лишь потом, спустя месяц или два, уяснив, что надо снимать, переходили от простейшего к «выдержке такой-то, диафрагме такой-то»…
Дмитрий Макаров. Фото автора