Об авторе. Родилась в 1983 году в Санкт-Петербурге, окончила экономический факультет университета. Поэт, прозаик. Автор восьми книг. «Завод «Свобода» впервые опубликован в журнале «Новый мир», №8, 2013 г.
Роман получил премию «Национальный бестселлер» как лучший роман года, написанный на русском языке. В коротком списке было всего шесть книг. В финале с равным количеством голосов оказались две: «Завод «Свобода» Ксении Букши и «Теллургия» Владимира Сорокина. Решением главы жюри Леонида Юзефовича почётная премия и главный приз – 250 тысяч рублей – ушёл к петербургской писательнице.
С явной симпатией отозвался о книге молодого автора Дмитрий Быков, кстати, становившийся лауреатом премии «Национальный бестселлер» дважды:
– Ксения Букша кажется мне лучшим из поэтов своего поколения, но знают её больше как прозаика: в 17 лет она опубликовала первую повесть «Эрнст и Анна». Молодая писательница отважна и умна. Экономическое образование помогает ей видеть мир трезво и внятно, а врождённый поэтический дар преобразует все эти догадки о механизмах постсоветского мироустройства в цветущую и радостную прозу, органичную, как у счастливых русских утопистов двадцатых годов. Букша умеет очень многе – пишет экономические обзоры, воспитывает детей, играет на гитаре и сочиняет песни, говорят, что ещё и рисует, но лично я не видел. Сейчас она, точно уловив запрос эпохи, написала производственный роман – опять, конечно, сюрреалистический, но на огромном фактическом материале, который изучала с добросовестностью молодого специалиста.
«Завод» – триллер, любовный роман, социальная драма, всё вместе, и, что особенно важно, – это книга постсоветского человека о советском опыте. Может быть, первая, в которой осмыслена советская промышленная утопия. Ядовито, но без глумления, любовно, но без апологетики.
Букше в этом году исполнился тридцать один год. Что она будет делать дальше – не представляю, но уверен, что это будет не хуже прежнего. Вертикально развивающийся писатель – большая редкость, и наблюдать за ним – одно удовольствие.
Прочитывается за вечер, не провоцирует множества мыслей, не откладывается в памяти надолго, но – сколько авторов душу продали бы за такое «но»! – словно прожектором на долю секунды высвечивает далекие уголки твоего сознания, уголки не-понимания, не-чувствования, не-принятия. Благодаря подобным книгам ты исподволь узнаёшь нечто новое о самой, ни много ни мало, механике судеб – и тем ценнее, что петербуржской писательнице для этого не требуется корпеть над многотомными историческими эпопеями. Вот тебе, читатель, на маленьком блюдечке, – то, что и в десяток томов не всегда умещается.
***
«Завод «Свобода» возрождает советский жанр «производственного романа». Здесь всё происходит на оборонном предприятии, каждая глава рассказывает об одном из сотрудников. Все они разных профессий, разного статуса, и голоса у них тоже разные. Сильная сторона писателя Ксении Букши – слышать то, как говорят люди, и передавать с помощью текста не просто какой-то содержательный ряд, а образы, характеры, разницу в мировоззрении, воспитании, социальном происхождении. Она не пересказывает своими словами ситуации героев, а даёт им высказаться самим, будто расшифровывает записанное на плёнку интервью со всеми «гэканьями» и словами-паразитами. Когда кто-то говорит: «Все стремятся усовершенствовать машину. Сверла там. Фрезы новые. А человека-то как? А-а!» – мы видим этого человека, мы встречали такого в жизни.
***
В небольшую книгу уместился значительный временной промежуток: от «оттепели» до перестроечных времён. Вот на завод приходят толпами, там пригодится всякий, «от нас даже филологи не могут отор-ваться. На всех языках матерятся, но не уходят», такими же толпами получают путёвки на море, а вот уже дирекция раздумывает, кому бы сдать в аренду помещения, чтобы получить хоть немного прибыли, а каждые пять минут с завода «Свобода» увольняется один человек. В месяц уходит две тысячи. И этот месяц не первый. Завод тает. Скоро от него ничего не останется.
***
Текст действительно многослойный, написан живым языком, но читать его тяжело. Я вижу этот завод, чувствую, как идёт время и меняется отношение людей. И с каждой страницей такое ощущение, что тебе в живот всё глубже и глубже, по самую рукоятку втыкают нож. Сильно, для современного автора, но мне слишком тяжело.
Проект Елены Липатовой и Выксунского дома книги