Лицедеи выксунской сцены

visibility
Великий писатель и мистификатор Николай Гоголь сказал: «Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Именно за этим мы идём в театр, ибо хотим знать, что...

Великий писатель и мистификатор Николай Гоголь сказал: «Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Именно за этим мы идём в театр, ибо хотим знать, что добро всегда побеждает, зло будет наказано, справедливость восторжествует.
   Замечали ли вы, что именно весной, когда пробуждается природа, в нас тоже оживают надежды на лучшее и верится в то, что мир правды и справедливости наступит. Может быть поэтому мы и отмечаем День театра весной, 27 марта.
Тема сегодняшнего выпуска – выксунские актёры. Это те, для кого служение Мельпомене является высшим счастьем, и для кого актёрская профессия – способ не только показать чистоту нравов, но и обличения человеческих пороков, срывания масок, один из приёмов вытащить обман и ложь из кривых закоулков жизни.
   Конечно, представить всех лицедеев выксунской сцены в одном выпуске невозможно. Мы обратились ко временам баташёвско-шепелевским, потом перенеслись в 50-е, и немного коснулись дней сегодняшних. Это лишь малые эпизоды богатой театральной жизни города. И, к счастью, у нас есть и свой летописец, но об этом – позднее. А пока – читайте, разглядывайте фотографии.
   Будем признательны, если кто-то из старожилов поделится своими воспоминаниями и фотографиями. Они могут стать темой отдельных статей и очерков.


    Кто из великих сказал: «Вся жизнь – театр, и люди в нём актёры?» Афоризм точен и верен на все времена. И почему-то в связи с ним вдруг всплыл вопрос: а кто они, актёры наших выксунских театров? Ведь история лицедейства на Выксе относится к довольно раннему времени – ко второй половине XVIII века, когда на нашей земле стали возникать железоделательные заводы.
    Известно, что актёрами домашнего театра Ивана Баташёва были в основном крепостные крестьяне, обладавшие талантом в области вокального, сценического и хореографического искусства. История не сохранила даже их имён. Да никого это и не заботило. Крепостные в реальной жизни считались людьми второго сорта…


    И, тем не менее, в памяти старожилов Выксы сохранились полулегенды, полубыли о тех, кто со сцены услаждал слух и зрение барина и его гостей. Их-то записала Нина Комовская. Известная собирательница фольклора, литературовед Нина Дмитриевна несколько лет своей жизни посвятила изучению сказок и преданий Горьковской области, в том числе и Выксунского района. Есть у неё и замечательное исследование по истории выксунского крепостного театра. Но даже этому неутомимому и энергичному учёному удалось найти очень мало сведений об актёрском составе театра.

Крепостные... богини
   Выксунский театр достиг расцвета в конце 30-х годов XIX века при И.Д. Шепелеве. Вот как пишет об этом Нина Комовская.
   «Выксунский театр в пору владычества И. Шепелева славился талантливыми крепостными актёрами и актрисами. К сожалению, далеко не все их имена дошли до нас, но зато сохранились печальные рассказы … о том, как многие актрисы из-за своей красоты были загублены барином и как пропали бесследно.
   Жива память об одной молоденькой девушке, известной под прозвищем Шапка. Оно было дано из-за причудливой причёски, которую она как актриса носила на сцене. Девушка обладала, вероятно, редкой красотой. Рассказывали, что барин очень её оберегал и держал при ней двух девушек, которые за ней следили. Не раз красавицу видели в слезах, но об их причинах никто не дознался. Сохранился только в памяти рассказывавших облик её «чудной красоты»: её видели мельком в окне помещения, в котором жили крепостные актрисы-балерины».
   Сохранились сведения и о семье управляющего имением И. Шепелева, Ивана Кочетова. Его дочери Мария, Елизавета и Любовь были талантливыми актрисами. Они выступали в разных амплуа: Мария – как драматическая артистка, Елизавета – как певица, Любовь – как балерина.
Елизавета Ивановна… была наиболее одарённая из всех сестёр. Своим исполнением она настолько выделялась среди других, что Иван Шепелев как-то предложил ей ехать за границу учиться пению – такое количество похвал он наслушался от одной заезжей итальянской знаменитости, перед которой Елизавета Ивановна выступала в Выксе.
   Как гласит семейное предание, Кочетов осмелился не пустить дочь за границу и, как ни странно, не получил за это никакого наказания. Зато результат отказа другой дочери, Марии, от барского предложения (сделаться экономкой) был плачевен: Кочетова просто-напросто выгнали из Выксы вместе с семьёй. Они долго бедствовали, пока не устроились в Муроме».
   Свою статью о театре Н.Д. Комовская заканчивает так. «Долго ли существовал Выксунский театр после того, как была наложена опека на заводы, – нам неизвестно… Известно лишь, что окончательно театр был сломан в 1894 году».

И оперетта, и драма, и водевиль

   Со времён домашнего крепостного театра Ивана Баташёва и Шепелевых актёры уже два с лишним века несут своим творчеством эстетическое наслаждение зрителям. Люди разных возрастов – от седовласых старцев до школьников – отдают свои силы, энергию, время ради высокого искусства. Среди них были талантливые, яркие, фанатично преданные сцене. Были те, кого приглашали играть в профессиональные театры, однако они предпочли дарить своё вдохновение землякам.
   Как вспоминают старожилы и нашего века (куда ж мы без них?), стремление выксунцев к театру было у них чуть ли не главной чертой. Ведь замахивались даже на постановку музыкальных спектаклей. Оперетта И. Кальмана «Сильва» шла с большим успехом. Заняты в ней были молодые люди, у которых задор юности, прекрасные голоса великолепно сочетались с артистическими данными. Эдвина великолепно играл рентгенолог Владимир Улапов, роль Сильвы блестяще исполняла обаятельная, живая, яркая Елена Филонюк, заведующая детским сектором ДК им. Лепсе.
   В конце 50-х, начале 60-х годов пьеса «Иркутская история», в которой играла блистательная Юлия Борисова, актриса Вахтанговского театра, не раз транслировалась по радио. И выксунский самодеятельный театр тоже решил поставить этот спектакль.
   Главные роли исполняли Анатолий Конышев, Павел Шулика и Ия Горина. Спектакль шёл на ура! Полный аншлаг! Зал рыдал, смеялся, затихал, взрывался аплодисментами! Простые самодеятельные артисты, заводские парни и девчонка-школьница, настолько «вжились» в образ, что с лёгкой руки выксунцев их долго при встрече называли не их именами, а сценическими, из спектакля.
   Об Анатолии Фёдоровиче Конышеве следует сказать отдельно. Вот кто корифей выксунской сцены.
   Более полувека он по Станиславскому с подмостков выксунской сцены «трудное делает привычным, привычное лёгким, и лёгкое прекрасным». Им сыграны десятки ролей разного плана. Объединяет героев Анатолия Фёдоровича то, что каждый наделён душой, способной страдать и ненавидеть, любить и печалиться, гневаться и сострадать. Любимой остаётся роль Виктора в спектакле А. Арбузова «Иркутская история», потому как герой и актёр были молоды, горячи, влюблены, бескомпромиссны.

Отмечены свыше
   Когда в Выксу приехал заслуженный деятель искусств РСФСР, режиссёр Владимир Орлов, то, естественно, он и возглавил народный театр ДК Лепсе. Поставил спектакль по пьесе А.Н. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Серьёзные театральные критики отмечали прочтение пьесы режиссёром как трагикомедии, восхищались талантливой, профессиональной игрой актёров: Натальи Евтюхиной, Александра Ингликова, Натальи Филимоновой, Юрия Капитанова.
Лицедеи выксунской сцены   Критик Е. Уварова в сборнике статей «Народные театры страны» написала о спектакле: «Мысль о том, что человек может и должен сохранять своё достоинство даже в трудных жизненных обстоятельствах, решается режиссёром на столкновении двух миров, двух линий. Одна из них представлена образом Насти (Н. Филимонова), другая – образами окружающих её обывателей, мещан и купцов. Комедийные персонажи, решённые в сочной, буффонно-фарсовой манере, обличают бессмысленность, пустоту и никчёмность обывательского существования.
   Яркий комедийный эпизод – свидание Елеси (Юрий Капитанов) с купчихой – поставлен так, словно он идёт на сцене кукольного театра. Невысокий забор загораживает действующих лиц по пояс. Исполнители уловили суть режиссёрского замысла. Подчёркнутая выразительность интонаций, особая броскость жеста, некоторая нарочитая упрощённость приёмов – все эти элементы кукольного театра органически освоены актёрами.
Лицедеи выксунской сценыЭта упрощенность, «кукольность» становится оригинальным, внутренне оправданным средством характеристики комедийных персонажей, представляющих обывательский лагерь. Хотя каждый из них имеет свой индивидуальный характер (например, Елеся отнюдь не традиционный «дурачок», а парень «себе на уме»), все они по примитивности внутренней жизни, стереотипности желаний уподобляются механическим куклам».
Автор подметил в спектакле Выксунского народного театра весьма важное качество: стремление к самостоятельности в решении классического произведения.
   А известно ли вам, что задолго до фильма «Ирония судьбы» Выксунский народный театр поставил спектакль по пьесе Э. Брагин-ского и Э. Рязанова. Режиссёр, выпускник Московского театрального училища Александр Герценштейн сделал лирическую комедию. В ней блистала в роли Нади Наталья Евтюхина, Лукашина играл Александр Герценштейн, Ипполита – Александр Ингликов. Этот талантливый актёрский дуэт стал любимым у выксунской публики.

Эти свободные бабочки...
   Актёра не бывает без режиссёра. И в истории Выксунского театра их немало: заслуженные и самодеятельные. Да и не регалии важны, а то, что могли эти люди увлечь, зажечь спектаклем, подвигнуть к новаторским приёмам и открытиям. Это своя, особая страница, выксунским режиссёрам мы посвятим несколько позднее отдельную публикацию.
Лицедеи выксунской сценыКак только в город приезжал талантливый режиссёр, к нему притягивались и личности творческие, яркие. Как только на сценическом небосклоне рождался режиссёр самобытный, и люди вокруг него собирались такие же. Для зрителя наступало «время золотое», период радостных открытий. А пока об актёрах дней нынешних.
   Актёрами поколения 80-90-х годов прошлого века и начала XXI сыграны десятки ролей в спектаклях классиков зарубежной драматургии и отечественной. Молодой, вдумчивый, размышляющий Роман Зимин. У него нет однотипных ролей. В спектакле по Н. Гоголю «Соотечественники, страшно» он играет несчастного Акакия Акакиевича. В мелодраме Л. Герше «Эти свободные бабочки» у него прекрасный дуэт с Юлией Мальцевой. Она – эксцентрична и экстравагантна. Он – романтичен. Спектакль – история любви слепого мальчика из богатой семьи и сумасбродной девчонки, мечтающей стать актрисой. Комедия, полная ярких реприз, задорных диалогов.
   В творческом багаже Романа – главные роли в спектаклях « На одно лицо», «Эволюция продолжается», «Мудромер». В репертуаре точно попадающего в образ яркого актёра Александра Кулёва роли в спектаклях «Провинциальные анекдоты», «Юность отцов», «Вечером после работы», «Жажда над ручьём» и др.
   Яркая, экспрессивная, энергичная, умеющая быть на высоком накале страстей Юлия Круглова. Именно такова она в постановках по чеховским пьесам «Медведь» и «Юбилей», в спектакле Р. Тома «Восемь любящих женщин». Кстати, в блестящей пьесе Р. Тома сверкали всеми гранями своих талантов Валентина Зазерская, Юлия Мальцева, Татьяна Кульпина.
   Человек-праздник, именно так хочется сказать о Татьяне Кульпиной, поскольку не только на сцене, но и в реальной жизни она создаёт вокруг себя атмосферу радости, веселья, оптимизма.Светлана Тугарёва была взбалмошной и неотразимой в «Укрощении строптивой» В. Шекспира, она покоряет и удивляет в спектаклях «Эволюция продолжается», «Роман Романа» Р. Белецкого, «На одно лицо» М. Фрейна.
Лицедеи выксунской сцены   Актёр Михаил Козлов – мастер перевоплощений, что он превосходно доказывает ролями в спектаклях «Провинциальные анекдоты», «Роман Романа», «Эволюция продолжается» и др. Всегда характерная, тонко чувствующая и яркая Вера Козлова запомнилась в «Тореадоре» и «Печке на колесе», «Эволюция продолжается», «Свадьбе Кречинского».
    Мастер импровизации, блестящий актёр, которого называют душой театра – Николай Храмов сыграл ведущие роли в «Провинциальных анекдотах» А. Вампилова, «Иван Рыбаков» В. Гусева, «Прощай, конферансье» Г. Горина… Марина Изюмникова блестяще сыграла Атуеву в «Свадьбе Кречинского», характерны её героини и в «Проходном балле» В. Константинова и Б. Рацера, в трилогии «От интермедии до водевиля».
   Непредсказуемая и яркая, темпераментная и искромётная Валентина Зазерская – Мирандолина в «Хозяйке гостиницы» К. Гольдони, мама в «Этих свободных бабочках».
   Актёр Андрей Ерошкин талантливо начал с миниатюр и сатирических куплетов, затем, как человек одарённый, ярко проявился и в спектаклях «Товарищи артисты» В. Константинова и Б. Рацера, «Северо-западнее Берлина» С. Гансовского, в филатовском «Про Федота-стрельца», в «Тореадоре» Г. Горина, «Печке на колесе» Н. Семёновой. Ярко заявил о себе Олег Кривик в «Укрощении строптивой», «Мудромере», «Чёрном молоке».
   Смелый, решительный, обладающий способностями актёра и режиссёра Сергей Куликов – настоящий подвижник. Он много сделал и ещё сделает для Выксунского театра.
   Трудно перечислить всех, но нельзя не сказать о Мастере сцены – Николае Пивикове, актёре, режиссёре, хранителе традиций выксунского театра. Самыми удачными считает роли: Никиты во «Власти тьмы» Л. Толстого, капитана-лейтенанта Бондаря в спектакле И. Штока «Якорная площадь» и отца в «Поисках радости» В. Розова.
   Это всего лишь малая часть спектаклей и ролей из репертуара ныне живущих и успешно творящих актёров выксунской сцены. Надеемся, что и впереди у них будут новые роли и спектакли.