Второй заключается в том, что, несмотря на то что мы изголодались по театру и, казалось бы, за время вынужденного карантина пресытились «хлебом» и нам бы побольше «зрелищ», ан нет, на некоторых спектаклях залы едва набирали десяток зрителей.
И третий итог. Родители жалуются, что дети плохо разговаривают, не умеют общаться, постоянно сидят в гаджетах, компьютерах, увлечены играми и мало общаются и друг с другом, и с ними. Но когда мы брали короткие интервью у ребят, занятых в спектаклях, то удивлялись тому, как ясно и чётко они излагают мысли, как умеют их формулировать, и сколь убедительны их доводы.
Вы только вчитайтесь в ответы, и вам станет ясно, чего так не хватает нашим детям, да и нам, взрослым, погружённым в суету повседневности и не замечающим рядом самых дорогих и любимых. А потому главным стал вопрос: «Что вы хотели сказать спектаклем, ролью, какие мысли несли зрителю?».
День первый
Народный драматический театр «Маска» Дворца культуры г. Навашино. Спектакль по пьесе Н. Гоголя «Женитьба»
Режиссёр Лариса Вандышева:
– Бессмертный Гоголь напоминает о том, что брак по расчёту ведёт к краху. Женитьба превращается в торг, а героиня, которая ищет жениха, остаётся ни с кем и ни с чем.
Эдуард Кочергин:
– Театр люблю. А попал случайно. Пришёл за сыном, который был занят в одной из постановок. Меня увидела Лариса Николаевна, приглянулся ей фактурой, пригласила в театр. Согласился. С тех пор уже два года в театре. Роль Подколёсина в спектакле – и комичная, и вместе с тем драматичная, чем и интересна. Сейчас без театра не мыслю себя, он школа жизни.
Денис Слыжов:
– Роль друга Подколёсина показательна для меня тем, что, несмотря на всю свою ловкость и хитрость, он так и не сумел убедить друга жениться. Театр люблю и играю в нём 12 лет. Друзья привели, решил попробовать, и меня затянуло.
Степан Ильин:
– Играю с первого класса. Роль Жевакина, лейтенанта морской службы в отставке, хороша с точки зрения характера. С удовольствием участвую в этом спектакле.
Ирина Климова:
– Роль простоватой и доверчивой Агафьи Тихоновны даёт возможность показать комизм и в то же время катастрофичность ситуации.
Александр Мелентьев:
– Театр – моя семья, здесь играют мои близкие. Вне его себя не представляю, потому что и воспитывает, и заставляет думать.
День второй
Детская школа искусств, отделение «Искусство театра». Спектакль «Маленькая история о Маленьком Муке»
Режиссёр Наталья Беспалова:
– Это наша премьера. Мы так соскучились по зрителям, что решили поставить такой яркий, добрый, весёлый спектакль. Хотели сказать, что надо быть добрыми, любить тех, кто рядом с нами, ценить тех, с кем мы общаемся. Всю музыку и аранжировки написал Максим Беспалов. А песню «Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра» из мультфильма специально включили в спектакль, потому что она отвечает духу постановки!
Народный театр «Дилижанс», г. Кулебаки. Спектакль «Самая лучшая сваха» по пьесе «Ханума»
Режиссёр Мария Федотова:
– Пандемия сыграла с нами злую шутку. Захотелось праздника. Выбрали этот весёлый и лёгкий, с юмором, спектакль. Все играли с радостью.
День третий
Народный образцовый самодеятельный коллектив «Театр на Выксе». Спектакль «Дух Ленинграда»
– Я написал сценарий на основе стихов Ольги Берггольц и её пьесы «Мы жили в Ленинграде». Посвятили его 110-летию со дня рождения поэтессы и годовщине снятия блокады. Тема актуальна как никогда. Я при изучении материалов много для себя открыл, так же как и ребята, которые участвуют в спектакле.
Юрий Трофимов:
– Больно даже думать о том, что пережили люди.
Алёна Вяткина:
– Я поняла, насколько тяжело было блокадникам.
Анастасия Дронова:
– Сыграв в этой постановке, испытала боль тех людей, которые жили в то время.
Мария Зотова:
– На репетициях порой с трудом сдерживала слёзы.
Андрей Кожикин:
– Мы поставили этот спектакль, чтобы рассказать сегодняшним молодым о том страшном времени. Война в прошлом, но она не должна исчезать из нашей памяти.
День четвёртый
Детская школа искусств, отделение «Искусство театра». Спектакль «Адрес для писем тот же» по пьесе Галины Неволиной
Режиссёр Наталья Беспалова:
– Готовили спектакль к 75-летию Победы. За три дня до премьеры нас накрыла пандемия. Мы расстроились. Но за этот год у нас произошли замены, мы сумели отработать материал, и он пошёл немного по-другому. Ребята больше стали погружаться в военную эпоху.
Дарья Казарова:
– Роль Анечки давалась тяжело, но постепенно приходило осознание того, как могли чувствовать себя наши сверстники в то время.
Константин Еловёнков:
– Они были другие, дети военного времени. Взрослели рано и несли груз ответственности на своих плечах не только за себя, но и за семью. Сложно передать эмоции мальчишек того времени. Поэтому работа над ролью моего героя – это колоссальный труд.
Варвара Крошкина:
– Мне 17 лет, и было непросто понять и передать материнскую боль. Но с каждой репетицией вживалась в роль всё глубже.
Елизавета Аулова:
– Трудно было бороться с чувствами, иногда слёзы накатывали, а когда надо было смеяться, не получалось.
Маша Ильичёва:
– Роль маленькая. Моя героиня приносила людям письма. Чаще горькие, и при этом ей нужно было сохранять внешнее спокойствие.
Виктория Орлова:
– Психологически трудно играть пожилую женщину с грузом боли. Много читала, смотрела, рассуждала. Режиссёр подсказала верный ход: смотреть внутрь себя, а не на мир.
День пятый
ЛТО «Гильдия». Режиссёр Леонид Кичайкин. Спектакль по пьесе Нины Семёновой «Семь мисок, семь ложек»
Татьяна Филимонова:
– Сколько бы мы ни играли этот спектакль, получается будто заново: и слёзы, и забытьё, и боль потери.
Юлия Бабкова:
– Я видела этот спектакль не раз, всегда плакала. Это так больно. У меня мама блокадница, её вывезли сюда девчонкой из Ленинграда. А потому мне понятны и близки переживания бабы Люси.
Антонина Яковлева:
– Всё через себя пропускаешь. Меня задела эта роль. Когда смотрим на нашу Архиповну со стороны, мурашки по коже! У меня дед на войне погиб, бабушка одна осталась.
Ольга Власкина:
– Я каждый раз переживаю за нашу Архиповну так, будто это не спектакль, а жизнь.
День шестой
ЛТО «Гильдия». Спектакль по пьесе Михаила Варфоломеева «Летела птица розовая»
Режиссёр Леонид Кичайкин:
– Михаил Варфоломеев – один из любимых моих авторов. Пьеса поднимает вопрос о взаимоотношениях родителей и детей. Долго не мог подобрать актёров, и вдруг всё срослось!
Полина Сизова:
– В семье нельзя быть стервозной, капризной, злой, как моя героиня.
Алексей Сизов:
– Всё зло – от неуверенности мужчины в этом мире.
Виктор Чалышев:
– На сцене выступал, играл на гармони, а тут… Надо было передать чувства престарелого отца к дочери. Откажется ли дочь от него? Вдруг отречётся? Но нет, поняла. И даже зять крикнул: «Отец, не уходи!» Вот так должны относиться дети к родителям, не бросать стариков, не сдавать их в дома престарелых…
Алина Чалышева:
– Роль в спектакле неожиданно предложил Леонид Фёдорович. Я согласилась. Потом узнала, что роль моего отца играет Виктор Николаевич Чалышев, дедушка моего мужа, и стало легко. В жизни необходимо ценить родственников, близких людей.
Народный театр «Дилижанс», г. Кулебаки. Спектакль «Свидетель»
Режиссёр Мария Федотова:
– Спектакль на 80% из моей любви к Агате Кисти, и на 20 – просто о любви. Меня поразила такая сильная, смелая, ни перед чем не останавливающаяся любовь. Даже немного завидно, что вот есть она, такая. И этим спектаклем хотела сказать, что любовь – главное в жизни. Представить трудно, что было бы, если бы все браки заключались по расчёту!
День седьмой
Театр-студия «Чудо», Москва. «Приключения Бандитки». Автор Ольга Ширенова при содействии младших актёров театра «Чудо»
Ольга Ширенова:
– Это самая странная история из всех, что мы писали. Сначала задумали не пьесу, а просто сказку. И решили текст оставить, и дети его разыгрывают. «Приключения Бандитки» – это экзистенциальная фантасмагория для детей. Когда человек не выходит из собственного сознания, как во сне, например, или в мыслях. Мы очень много живём внутри себя и теряемся. Забываем, какие мы, где находимся. Спектакль сложен технически.
– Нужно быть хорошими и добрыми, тогда и тебе все будут помогать.
Антон Ионченков:
– Я играл и коня, и бабушку, и показал, что часто человек не знает себя внутри.
Даша Дёмина:
– Нельзя быть такой, как Бандитка. Надо быть добрее. Из-за своей нелюбви ко всем девочка стала некрасивой, а как только стала помогать, то изменилась и внешне.
Григорий Корнилов:
– Если ты нашёл друга, то не суди о нём по внешним признакам, а суди по поступкам.
Артемий Бахарев:
– Хотел показать, что нельзя бросать друзей.
День восьмой
Народный театр г. Павлово. Музыкальный спектакль «Бременские музыканты»
Режиссёр Ирина Аникина:
– На «Бременских музыкантах» выросло не одно поколение. Мы поставили новую впечатляющую версию сказки, в которой много музыки, захватывающих ситуаций с хитрыми сыщиками, простодушными охранниками, самодовольным королём, обаятельными музыкантами-авантюристами, своенравной принцессой и отважным Трубадуром. Несмотря ни на что, побеждают любовь и дружба.
Народный театр Большеокуловского сельского Дома культуры. Спектакль по пьесе Людмилы Никольской «Я ещё не хочу умирать»
Режиссёр Нина Мешалкина:
– В постановке участвуют дети. Им трудно было вживаться в то тяжёлое время, но это нужно и важно для того, чтобы не черствели души, не покрывалась травой забвения память. Мы с ними читали много книг, смотрели фильмы о блокаде Ленинграда, очень много репетировали. Это наш третий спектакль. И всегда в зале стоит тишина, а в финале зал аплодирует юным артистам. Это значит, что мы достучались до сердец.
Народный образцовый самодеятельный коллектив «Театр на Выксе». Спектакль «Ах ты, Тёркин. Ну и малый»
Режиссёр Сергей Куликов:
– Хотел напомнить об Александре Твардовском. Его поэма «Василий Тёркин» – лучшее произведение о войне в стихах. В прошлом году исполнилось 110 лет со дня его рождения. Мы взяли несколько глав поэмы, самые важные для раскрытия характера Тёркина – балагура, смельчака, отважного солдата и верного товарища. Много игровых моментов и ситуаций, бойцы поют песни и частушки, есть сцены боя и отдыха на привале. Спектакль живой. Артисты играют с вдохновением.
Театральная неделя завершилась. Жаль, что газетная площадь не позволяет рассказать обо всех постановках этого фестиваля. Старались все: актёры и режиссёры, осветители и костюмеры... И каждому из них мы говорим огромное спасибо за погружение нас, зрителей в удивительный мир ТЕАТРА!
Фото Полины Артамоновой и Лили Фроловой