Он – преподаватель, художник, Мастер.
Азы искусства постигал в изостудии ДК им. Лепсе. Работал в городской художественной мастерской. Окончил Чебоксарское художественное училище. Преподавал в Досчатинском Дворце культуры в филиале художественной школы. Потом в саму школу пригласил Борис Бедин.
– После «вольных хлебов» художественной мастерской было очень трудно перестраиваться. Не знал ни методики преподавания, ни того, чем можно заинтересовать ребят на уроке. Начал читать методическую литературу, сравнивать разных авторов, планировал, как выстроить занятие. Много думал над тем, как заинтересовать темой, какой натюрморт «сочинить», чтобы не скучно рисовать. Однажды я поставил в классе для себя интересную композицию из предметов и стал писать. Так увлёкся, что не заметил, как за моей спиной столпились ученики и смотрят, замерев.
– Ну что? Интересно? Понимаете, в чём тут секрет?– спрашиваю. Тогда я им объяснил на примере этого натюрморта, с чего я начал свою работу, на чём держится рисунок, как выстроить его композиционно. Я видел их заинтересованность, видел, что им понятны мои слова. Так и стали работать вместе: я за своим мольбертом, они – за своими. Рисую и объясняю, что делаю. Обязательно даю домашнее задание: важно «набить» руку, научить видеть и анализировать то, что видишь. Как у музыканта: чем больше он играет, тем выше его мастерство. Художник тоже должен рисовать всегда, везде и в любой свободный момент. Ребята, которые стараются и выполняют домашние задания, быстрее продвигаются в рисунке и в живописи. Но и сам преподаватель не должен застывать в своём творчестве. Он интересен своим ученикам тем, как сам творчески работает.
Для нас лучшей школой является участие во Всероссийских пленэрах. И всегда это опыт, общение с коллегами, новые впечатления, новые подходы в творчестве. Видишь острее свои ошибки, учишься у опытных живописцев. Пленэры – это шаги в повышении квалификации. Не всегда удаётся присоединиться к москвичам или нижегородцам, и мы проводим свои выезды.
Каждое лето обязательно едем или в близлежащие деревни, или в отдалённые. Тут у нас свобода выбора. Побывали в живописных местах Полдеревки, Сноведи, Досчатого; писали этюды в Кутузовском скиту, в Дедове, во Флорищевой пустыни.
Природа самый лучший учитель, она влияет на душу художника, раскрывает чувства, обогащает внутренний мир. А в учебное время работаем в нашей мастерской, благо она теперь у нас есть. У каждого своя техника, свои приёмы. Одним нравится писать акварелью, маслом, гуашью. Другим – сангиной (это материал для рисования из каолинов и оксидов железа), карандашом. Учимся друг у друга. Обсуждаем. Спорим.
Сегодня художественная школа – коллектив молодых и талантливых педагогов и художников. Эти традиции творчества сложились ещё в первые годы её создания, когда Борис Николаевич требовал, именно требовал, чтобы мы устраивали выставки своих работ, чтобы не зачерствели, не превратились в «давателей» уроков, а становились художниками, творцами.
Мнение преподавателя Екатерины Туляковой о коллеге:
– На его картины забытых деревень и возрождающихся храмов можно смотреть долго и с надеждой на светлую жизнь. Пленэрные работы, привезённые им с Валаама, с Севера, полны могучей красоты и своеобразия. А тихие знакомые улочки Выксы вызывают в душе тёплые чувства.
В этом заключается настоящее искусство, неподвластное времени.
Этюд из путешествия по святым местам
2018 год. «Живая заводь»
2018 год. Во Флорищевом монастыре
Фото из архива ДХШ