Марина Середа знает толк в королевской вышивке

visibility
ИЛИ Райский сад из ленточек Такого вернисажа выставочный зал гостиницы «Баташёв» ещё не знал! И название соответствующее – «Райский сад», и картины – в стиле увлечений Людовика XV! Автор уникальных...

ИЛИ Райский сад из ленточек

Такого вернисажа выставочный зал гостиницы «Баташёв» ещё не знал! И название соответствующее – «Райский сад», и картины – в стиле увлечений Людовика XV! Автор уникальных работ – Марина Середа, начальник копировально-множительного центра ОАО «ВМЗ», человек творческий, с огнём и азартом в душе, умными, чуткими, умелыми пальцами. Художник по призванию, по профессии – металлург.

То, что девочка одарена художественно, прекрасно понимали и мама, и бабушка, всячески поощряя её рукоделие. Бабушка научила вязать крючком круг-лые коврики из длинных полосок ткани. Крючок был толстый, вязка получалась в руках девочки очень плотной (она так старалась, что полотно стягивалось).

– Коврик никак не хотел получаться плоским, как у бабушкиных изделий, его края загибались, и тогда я нашла для него достойное применение: шляпа для куклы!

С куклой связана и другая история. Я очень рано начала шить платья для своих маленьких красавиц. И в один прекрасный день решила сделать что-нибудь совсем-совсем выдающееся. А тряпочек нет. Открыла шифоньер, выбрала (а было мне тогда 4 года!) самое красивое мамино платье из крепдешина, очень дорогого материала по тем временам, отхватила ножницами кусок снизу и сшила кукле замечательный наряд!

Этот забавный случай из своего детства рассказала мне Марина Анатольевна, когда мы переходили от картины к картине на выставке. Я сразу подметила, что каждая её работа удивляет тем, что она и реальна, и в то же время будто из некоего Зазеркалья. Если в живописи и графике мазки, линии, пятна находятся на одной плоскости и объём, удалённость предметов или, напротив, их приближение создаётся сочетанием цветов, формой мазка, то здесь объём – вот он, почти осязаемый: цветок имеет форму, наряд красавицы из реального материала – шёлка, органзы…

– Марина, и всё-таки, такому искусству надо ж где-то научиться?
– Всю жизнь, с детства, я всё время шью, вяжу, вышиваю. Это моё естественное состояние. И счастье ещё в том, что родители никогда не мешали мне заниматься рукоделием. А если учесть, что бабушка вязала крючком, мама вышивала, то они прекрасно понимали моё состояние увлечённости.

Раньше было очень мало литературы по рукоделию, зато мы выписывали журналы «Крестьянка» и «Работница», где публиковались и уроки по овладению ремеслом, и разные варианты изделий. Тем и пользовались. Так я научилась шить, вязать на спицах, шпильке, освоила тунисское вязание, макраме. Сама разбиралась во всех тонкостях любой техники, старалась вносить и что-то своё, свои элементы. Однажды я даже связала на спицах кофточку, но по схеме вышивки крестом. Сначала она мне понравилась, затем надоела, и я её распустила. Сейчас жалею.

А в прошлом году муж, тоже поощряя мои увлечения, сделал подарок на 8 Марта: отвёз на выставку «Формула рукоделия» в Москву. Там я впервые увидела ленточную вышивку и… потеряла покой. Мне надо было тоже срочно овладеть этим потрясающим искусством! Овладела благодаря Интернету.

– Вот эти шедевры – результат работы за год?
– Да. Я же сказала, что надо полюбить это ремесло до самозабвения, только так и создаются такие работы.

– И не просто работы, а радующие глаз и дающие отдохновение душе. Секрет-то, наверное, и в технике объёмной, и в стиле, и в сочетании цвета и материала. И главное – надо быть художником по призванию.

– Конечно, важна художественная интуиция. Ведь от того, какой выбираешь материал: шёлк, атлас или органзу, как ты накладываешь «штрихи»-ленты, зависит колорит картины и её эмоциональная составляющая.

– Ещё один вопрос: кто и где делает рамы и паспарту для ваших картин? Они совершенны так же, как и ваши работы!
Марина Анатольевна загадочно улыбнулась, выдержала паузу и сказала:
– Это мой муж, Сергей Михайлович. Он поддерживает мои увлечения. А каким должно быть оформление, обсуждаем вместе. Мне нравится, как он творчески и художественно, с большим тактом, во-первых, подходит к оформлению моих картин, а во-вторых, что выполняет их на профессиональном, а не на кустарном уровне.

– Эта выставка «Райский сад» у Вас первая?
– Да. И я посвящаю её своим дорогим родителям: маме Римме Георгиевне и папе Анатолию Николаевичу Ухлиным.

Елена Липатова. Фото Ольги Поповой