Он занял второе место, удивив изделиями из дерева. Сегодня наш рассказ о нём.
Его деревянные скульптуры размещены в детском городке в парке, а миниатюры поражали зрителей на выставке творчества людей серебряного возраста.
Живёт мастер на улице Зои Космодемьянской, которая ничем особенным не отличается. Улица как улица. Но стоит на ней дом, похожий на теремок. Возле него композиция – мужчина и женщина. Мужчина кавалер слегка наклонился к своей даме, будто прислушивается, что она говорит. В руке спутница держит ветку рябины. (В зависимости от времени года это могут быть разные букеты, что и придаёт композиции ощущение жизни). Для хозяев дома они как обереги. Наличники окон, козырёк на крыше, оконце под козырьком тоже обрамлены орнаментом. Войти в терем можно через резные створчатые двери, искусно изукрашенные объёмной резьбой. Пока фотографировала дом и его красоты, заскрипели ворота и вышел Николай Алексеевич.
– Добро пожаловать в терем, – пригласил он. – Но сначала посмотрите на новую работу.
Проходим во двор. У беседки стоит «натура». В большом корне дерева художник разглядел девицу с пышными формами. Властное лицо. Грива волос. Мастер высекает пряди, вглядывается в изгиб шеи:
– Никогда не предполагаешь, что получится. Начинаешь работать и вдруг видишь, что сучок может стать лапой медведя, а из этого нароста проглянет гриф балалайки… Кем станет эта красавица, пока не знаю. Творчество – процесс непредсказуемый.
В доме Акимовых – царство деревянных изделий. Со стены в кухне на меня смотрит добродушный домовёнок. Резьба объёмная и глухая украшает зеркало, спинку кровати, кухонную арку; полочки и гардины. И дышится здесь легко.
Откуда же родом наш умелец и где постигал он секреты мастерства?
– Я из Воютина Владимирской области. В селе была только семилетка, и в старших классах мы учились в селе Дмитриевы Горы. После школы приехал в Выксу, к деду. А мой дядя Михаил Алексеевич Лупанов, зная о моём увлечении рисованием, привёл в Рабочий клуб в художественную мастерскую. Я показал свои рисунки, и художник Анатолий Иванович Володин принял, так я стал рисовальщиком. Потом довелось работать в заводской художественной мастерской и городской. Тогда там работали истинные мастера. Они оформляли колонны на демонстрации, писали лозунги и транспаранты. Анатолий Иванович был прекрасным резчиком по дереву. Это его резьбой был украшен интерьер здания главпочтампта до реконструкции.
– А почему этот вид творчества так привлёк Вас?
– С детства любил ножичком вырезать из сучков, кореньев. Сидел на рыбалке и потихоньку вырезал. Однажды из большого корня сделал фигуру сидящей женщины, и когда проплывали баржи, они гудками её приветствовали, – улыбается Николай Алексеевич. – В заводской художественной мастерской моими учителями были Евгений Зубов, Владимир Петров, Вениамин Сергеев и Анатолий Володин. Каждый – человек творческий, мыслящий и неординарный. У Володина многому научился. Да у всех художников, с которыми довелось общаться и работать, перенимал и все тонкостям и рисования, и оформления. У супругов Щёткиных – рисованию и умению видеть цвет, оформлять интерьер. У Николая Андреевича Вдовина, кроме профессиональных навыков, – оптимизму и юмору.
Ходил в изостудию к Виталию Мясникову. Этот неторопливый и вдумчивый художник столь же методично подвигал к овладению навыками рисунка, живописи, умению писать натюрморты, пейзажи. Я даже начал рисовать портреты, но понял, что с меня художника-оформителя хватит. Так и закончились мои «университеты».
– Но вернёмся к деревянной скульптуре…
– Однажды довелось с художниками посетить один из монастырей, где увидел фигуры трёх медведей, из дерева. Подумал: «А я так смогу?» Материал подвернулся сам собой. Присмотрел стволы спиленных тополей. Привёз во двор и начал работу. Фактура дерева сама подсказывала детали, форму, образ. Медведь – с торбой за спиной и с балалайкой, медведица в руке может держать то цветы, то ветки. Образ меняется, тем и забавнее.
Когда ушёл на пенсию, резьба стала любимым занятием. За окном снег или дождь, а у меня в голове роятся мысли и идеи, и вижу в кусочке дерева или причудливо изогнутом корне то диковинную змейку, то дракона, то льва. Начинаю работать, и неожиданно задумка меняется и вместо одного образа получается другой. Так и живу в своих фантазиях. Радует и то, что внукам моим скульптуры нравятся, и они тоже подсказывают свои идеи. Тем и живём!
– Спасибо Вам, Николай Алексеевич, за то, что дарите людям красоту и хорошее настроение! Ваших медведей в парке на площадке аттракционов любят все – и дети, и взрослые!
…Вышла из теремка, ещё раз взглянула на наличники, двери, скворечники, на оберег дома... И поняла, что была в гостях у сказки.
Фото автора