Меряне мы, меряне…

visibility
Краевед Владимир Королёв написал новую книгу «Инъекция-2».

В ней есть несколько открытий, опровергающих устоявшиеся факты. Вот только три из них: поселению на Выксе не 250 лет, а не менее восьмисот; у Иверской обители есть предшественник – монастырь Рязанской Пречистой, там, с большой вероятностью, томилась опальная жена Ивана Грозного, царица Мария Нагая.

Эти потрясающие факты ошеломят кого угодно. А потому, когда Владимир Владимирович на заседании Cовета по охране культурного наследия рассказал, что стало толчком к написанию этой книги, собравшиеся слушали почти не дыша. А присутствовали далеко не новички в краеведении: владыка Варнава, краеведы Галина Никулина, Алёна и Александр Баикины, главный хранитель фондов музея завода Наталья Голубева, сотрудники библиотеки «Отчий край», ветераны. Слушание проходило в библиотеке. 

Поскольку рассказывать о книге – занятие не только неблагодарное, но и бесполезное, то автор начал с сообщения о тех открытиях, что он сделал и что его к тому побудило. Понятно, что в рамках доклада на Совете невозможно раскрыть всю тему, поэтому мы решили продолжить беседу с Владимиром Владимировичем в спокойной обстановке, без нервов и волнений. В назначенный день мы вновь с ним в редакции, вновь разговор идёт о самом главном, что в данный момент волнует краеведа, что лишило его покоя и сна. 

С чего всё началось

– Не постесняюсь сказать, что сделал открытия в своей книге. Сам же удивился, почему никто доселе не сопоставил факты, лежащие на поверхности, не проштудировал их, не поставил в один ряд и не воскликнул: «Братцы! А ведь история-то складывалась вот как!»

С чего всё началось? С вопроса другу: «Скажи, что надо для того, чтобы сохранилось название какой-нибудь речушки или местности, или населённого пункта? Какие условия, по-твоему, необходимы, чтобы о нём вспоминали на протяжении тысяч лет?»

И он, недолго думая, ответил, что необходимо проживание людей рядом с этим местом и постоянное упоминание его имени. Таким вот образом сохранилось название Выкса, подаренное нам племенем меря, которое потом ассимилировалось с другими племенами и потихоньку ушло с нашей территории. Но капли мерянской крови живут в нас до сих пор. Остались и мерянские названия населённых пунктов: Унор, Верея и другие… Небезызвестный граф Уваров провёл в этом отношении очень  серьёзные исследования. 

Кстати, о названии речки Выкса. До настоящего времени считалось, что в переводе с угро-финского это поток. Но оказывается, всё не так просто… не «поток», а «поток, вытекающий из озера». Это гораздо красивее, чем один поток. Такие речки есть в Финляндии – Вуокса, в Новгородской области, все они вытекают из какого-нибудь озера. Принадлежность этих названий к мерянскому этносу установлена точно.

Далее. С 1100 по 1160 годы наша земля находилась под протекторатом Рязанского княжества. Поскольку Муромское княжество ослабело, то Рязанское взяло инициативу в свои руки. Образовалось Муромо-Рязанское княжество. И это был как раз период интенсивного крещения Руси, и именно тогда строились храмы, церкви, монастыри… Под покровительством и при содействии Рязанской епархии появились церкви в Решном, Шиморском… По окладным книгам Рязанского епископата значится и монастырь Пречистой Рязанской. 

Какие факты доказывают его существование? 

– Об этом монастыре упоминается в одном из исследований Носовского и Фоменко. Они ссылаются на книгу Скрынникова и древнюю летописную повесть «Иное сказание». В летописном сказании сообщается, что якобы некто Григорий Отрепьев посещал в монастыре на Выксе Марию Нагую, ссыльную жену Ивана Грозного. Известно, что в то время Романовы задумали взять власть и стали претендовать на престол. Дальнейшие события разворачивались именно в этом контексте. 

Сказания сказаниями, но материальные следы должны были остаться. Нужно было найти старые карты. В Интернете нашёл карту XVII столетия, составленную иноземцами. На правом берегу Оки в районе нынешней Выксы значится монастырь Пречистой Рязанской. Поначалу я счёл это картографической ошибкой, мало ли что может нарисовать иноземец… Но нашлась и вторая карта, которая хранится в одной из коллекций за рубежом. Она – 1708 года, и на ней на том же месте тот же знак монастыря! подумал, а вдруг кто-то тупо перерисовал предыдущую? Нет, это было бы слишком просто.

В книге «Путешественники», составленной доктором филологических наук Н.В. Морохиным и кандидатом исторических наук Д.Г. Павловым, есть глава «Адам Олеарий». В ней приводятся путевые записки Адама Олеария о путешествии в составе посольства Голштинии из Москвы в Персию по Москве-реке и Оке через Нижний Новгород. Все долгие месяцы пути Адам вёл записи, фиксировал и характеризовал практически каждый значимый населённый пункт, рассказывал о встречах с местными жителями. Он исключительно наблюдательный человек, стремившийся во всём к точности. И далее пишет так: «9 того же месяца встретили мы церковь Воскресенья, в 10 верстах. Местность эта обыкновенно называется Воскресенской Мелью. Далее большая деревня Ляхи, в 5 верстах и монастырь Пречистой Рязанской в 10 верстах. Затем приехали мы к городу Мурому, населённому русскими и татарами». Т.е. между Ляхами и Муромом на правом берегу в 10 верстах от него на момент путешествия, а это 1668 год, был монастырь Пречистой Рязанской.

Отложить на современной карте от берега Оки 10 вёрст не составляет труда, и эта линия прошла через центр Выксы. Где-то здесь находился монастырь? Вполне возможно, что и Шиморское образовалось по дороге к нему! Как одна из версий, это вполне может быть. 

На старой карте 1850 года, рядом с уже «образовавшейся» Баташевской Выксой, я увидел обозначение прямоугольника с двумя буквами ц.з. – церковные земли. Считаю, что это означает, что земли монастырские. Именно на этом месте, по преданиям, видели свечение, слышали церковное пение, голоса… Теперь обратимся к фактам строительства Иверского монастыря. Его начало относится к 1864 году. Инициатором был о. Варнава, монах Гефсиманского скита. В 1850 году он был простым человеком и значимость в церковных кругах и у паствы приобрёл к 1872 году. А карта господина Александра Менде, картографа, на которой указан прямоугольник с обозначением церковных земель, датирована 1850 годом, т.е. за четырнадцать лет до того, как Варнава начал строительство обители. 

Учитывая, что в те времена монастыри были центрами притяжения, закручивали вокруг себя все события, то естественно, что и вокруг монастыря Пречистой Рязанской так было. И поселения возникали рядом, и кладбища. В трудах историка, сотрудника НИП «Этнос» Алексея  Давыдова, изучавшего историю Иверского монастыря, есть сведения о том, что в районе ул. Ризадеевской существовало старое заброшенное кладбище, а значит, было рядом и поселение.

Какой напрашивается вывод? 

До того как сюда пришли заводчики Баташевы, жизнь здесь была. Иначе откуда Баташевы могли взять людей для своих заводов? У Ивана Баташева по всем его заводам крепостных было всего тысячи четыре, остальные местные, наёмные. На одних беглых и привезённых босяках заводы, имения и плотины не построишь.. 

Куда делся монастырь Пречистой Рязанской? Как известно, во время правления Петра I закрывались многие монастыри, церкви. Под эту «метлу», возможно, попал и наш монастырь. Может быть, разобрали и перевезли за реку, что часто делали, или сгорел – был деревянным, оставив после себя огромную поляну, но в памяти людей сохранился. Потому-то и видели на том месте свечение, слышали церковный звон. В истории порушенных монастырей очень часто так и было. А потому и строить обитель Иверскую стали именно там, ибо земли-то были церковные, а место – намоленное. 

…Более восьми тысяч лет назад вдоль реки Оки жили наши предки, меряне. Это они дали название городу нашему по имени речки Выксы – «поток, вытекающий из озера», другим сёлам и поселениям… Мы – потомки не привезённых откуда-то в наши места беглых людей. У нас свой древний этнос. Живя на границе то Муромского, то Владимирского, то Рязанского княжеств, наши предки были сильными и мужественными людьми. По теории Л.Н. Гумилева, даже животные пограничных областей всегда сильнее и крупнее, что уж говорить о людях! Пограничье, одним словом… Со своими пограничными поселениями.

А посему теория о том, что в Туртапке якобы жили воры и разбойники, которые всех проезжавших грабили – «туртали», совершенно несостоятельна и,  как минимум, обидна. Как раз всё наоборот! Туртапка находится на возвышенном месте, и жители первыми подавали сигнал муромлянам, что татары или нагайцы близко. Они первыми принимали удар на себя. Это их туртали и грабили, а не они! Сколько раз через Туртапку проходили ордынские отряды – не сосчитать. 

Такие вот истории! Именно они и стали поводом для написания книги «Инъекция-2».

Фото из открытых интернет-источников