Известно, что славу городу из века в век создавали и создают люди, живущие в нём: металлурги, строители, учёные, писатели, деятели искусства. Сегодня речь пойдёт об одном из типичных представителей этой категории создателей, Юрии Васильевиче Гальянове.
По преданию фамилия эта трансформировалась из итальянской – Гальяни. Он – из числа иностранных специа-листов, приглашённых заводчиками на работу. Служил лекарем на выксунских заводах. Спустя годы обрусел, и появилась фамилия Гальяновы. Такую версию выдвинул в своих записках главный бухгалтер выксунских заводов, краевед Николай Иванович Гальянов. Документов нет, но в каждом предании, как известно, есть доля истины.
Юрий родился рядом с заводом, в бывшем посёлке им. Кирова. Отец его, Василий Васильевич, работал на предприятии водителем, а мама, Татьяна Фёдоровна – в листопрокатном цехе. Учился в школе №8. В пятом классе понял, что ему нравится рисование.
С большим уважением и теплотой Юрий Васильевич вспоминает о своём учителе рисования Николае Андреевиче Вдовине, который в те годы руководил изостудией во Дворце культуры им. Лепсе. Здесь будущий художник и получил первые азы живописи, рисунка и композиции. Общаясь, художники обсуждали свои произведения, прислушивались к замечаниям мэтров, учились друг у друга, старшие передавали своё мастерство молодым. Молодые наравне с опытными участвовали в выставках, которые проходили во Дворцах культуры им. Лепсе и им. Ленина.
Школа №8 была с производственным обучением на металлургическом заводе, поэтому окончил Юрий её с профессией подручного сталевара, по тем временам очень престижной. Тем не менее и друзья, и родные были уверены, что Юрий пойдёт в художественное училище. Но намерение его скорректировал любимый учитель Николай Андреевич Вдовин. На выпускном вечере он напутствовал: «Подручный сталевара – прекрасная, нужная профессия, а рисовать – рисуй. Время покажет, что делать дальше». Так он и сделал. Поступил подручным сталевара в мартеновский цех. Потом служба в армии. После демобилизации работал на старом мартене, где прошёл путь от третьего подручного сталевара до бригадира комсомольско-молодёжной бригады сталеваров.
В 1973 году Юрий Васильевич поступил на заочное отделение Чувашского государственного педагогического института (художественно-графический факультет). Летом того же года его пригласили работать инженером-конструктором в проектный отдел завода. Работа неординарная, творческая. Её плоды: художественное оформление заводской базы отдыха в Бл.-Песочном, пионерского лагеря «Звёздный», кабинетов заводоуправления, административно-бытовых корпусов. По его проекту установлен памятник мартеновцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, чеканная композиция которого была выполнена лично Гальяновым. В сквере у центральной проходной завода стоит памятник металлургам, не вернувшимся с войны (авт. Гальянов). При въезде в город каждого встречает декоративная установка «Выкса».
Трудно назвать вид художественных работ, которыми бы не владел Юрий Васильевич: чеканка, резьба по дереву, роспись, лепной декор, скульптура, графика и многое другое. В 1985 году при ремонтно-строительном цехе завода была создана группа декоративно-прикладных работ и дизайна под руководством Юрия Васильевича Гальянова. Группа эта занималась дизайнерскими проектами, выполняла художественно-прикладные работы: резьба по дереву, чеканка, хохломская, миниатюрная и монументальная росписи и т д. В эти же годы Юрий Васильевич начал сотрудничать с музеем, который размещался во Дворце им. Лепсе. На основе творческих интересов началась наша дружба, которая продолжается по сей день.
В начале 80-х годов Выкса начала готовиться к большим юбилеям: 50-летию присвоения населённому пункту статуса города и к 40-летию Победы. В музее полностью изменили экспозицию «Выксунцы в годы Великой Отечественной войны». Художественное оформление выполняла группа дизайнеров во главе с Юрием Васильевичем. В то же время велась работа по созданию нового зала изобразительного искусства. Автором художественного проекта тоже стал Гальянов. Зал открылся в июле 1985 года. При нём же после длительного перерыва стала работать постоянно действующая выставка работ выксунских художников.
В конце 80-х годов прошлого века, когда металлургический завод начал восстанавливать бывший господский дом заводчиков Баташёвых, Юрий Васильевич проявил себя и как музейный художник-дизайнер. Достаточно сказать, что реставраторы восстановили по старинным рисункам один из главных залов дворца – розовый мраморный. По документам, найденным сотрудниками московского архитектурного института «Спецпроектреставрация» в Центральном архиве древних актов, в этом зале мраморными были только оконные откосы и дверные проёмы. Но Юрий Васильевич решил сделать подарок выксунцам, облицевав мраморными плитами весь зал, что впоследствии вызывало неизменный восторг у посетителей. 25 залов музея, которые оформлял Юрий Васильевич со своей группой, были разными, в зависимости от темы зала и экспонатов. Витрины и стенды художник проектировал сам, поэтому оборудование не затеняло ценные экспонаты, а, наоборот, обращало на них внимание посетителя.
В 90-х годах XX века Юрий Васильевич написал историческое полотно – портрет заводчиков Баташёвых. Он запечатлел их в момент подписания договора о разделе завода в 1783 году. Уже немало на своём веку сделавшие, повидавшие, достигшие многого, они изображены в кабинете дома, из окна которого виден пруд, плотина и Верхне-Выксунский завод – их детище. Картина эта стала своеобразным символом основателей Выксы. Скульптор Вячеслав Михайлович Клыков, работая над памятником братьям Баташёвым, установленным в 2002 году на площади перед заводоуправлением, за основу своей работы взял портрет кисти Гальянова.
В экспозиции музея находятся портреты Василия Александровича и Марии Ивановны Сухово-Кобылиных. Их автор тоже Ю.В. Гальянов, как и множества других картин, подаренных музею. Шедевром его, как резчика по дереву, является коллаж, выполненный из липы, на котором изображён Иван Родионович Баташёв и фрагменты жизни Выксы того периода. К сожалению, это произведение осталось лишь на фотографиях.
Юрий Васильевич не мыслит жизни без живописи. Постоянный участник вернисажей, он и сам провёл уже пять персональных больших выставок. Почитатели его таланта видят, как растёт его мастерство. Человек активной жизненной позиции, Юрий Васильевич, уйдя на заслуженный отдых, продолжал работать преподавателем в Выксунском металлургическом техникуме и в художественной школе. А о том, как ученики ценят его, они сказали, поздравляя своего учителя с юбилеем и очередной персональной выставкой.
У Юрия Васильевича замечательная семья: жена Валентина Фёдоровна, дочери Ирина и Татьяна, внучка Лена, которая в этом году окончила школу. Дедушка горд тем, что передал внучке часть своих знаний и умений, и она делает успехи в занятиях живописью и графикой.
Вот таков он, Юрий Васильевич Гальянов, металлург с душой художника, наш современник. Мы гордимся им и желаем здоровья на долгие годы и новых творческих успехов!
Галина Никулина. Фото Ксении Абдулхаковой и из архива Ю.В. Гальянова