Может ли школьный музей привить любовь к малой родине

visibility
«Диалог с прошлым» – так называется новый редакционный проект. Разговор пойдёт о том, как нынешнее молодое поколение воспринимает историческое прошлое.

Не вообще историю России, а своей малой родины. Что знает и чем гордится, какие факты и события из дней минувших края наиболее близки и понятны. Объектами для изучения и анализа выбрали школьные музеи, где герои прошлого живут в воспоминаниях родных. И к очевидцам можно прийти, и с историей познакомиться.  Первым, куда мы приехали, стал краеведческий музей Дружбинской средней школы.  

Вместо предисловия

Михайло Ломоносов утверждал: «…народ, не знающий своего прошлого,  не имеет будущего», и ещё сказал, что «…историю славян может знать только славянин, а чужой пришлый человек её знать не может». Василий Ключевский: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего»;  Платон: «Люди, забывшие своё прошлое, не имеют права на будущее».  Всё сводится к одному: народ, не забывай прошлое, иначе будущее может не наступить для тебя. 

Посёлок и его история

Дружба  – самый молодой населённый пункт на выксунской земле. Ему всего 45 лет. Для сравнения: Туртапке уже более 450 лет. Его население – среднего возраста и прекрасно помнит, откуда, как и с чего тут всё начиналось. 

Музей находится на втором этаже школы. Его смотрительница Людмила Кирпичникова открывает дверь, и прямо перед нами на стене – портреты директоров двух предприятий: птицефабрики и свинокомплекса. Николаю Тимонину и Виктору Вьюшкину посёлок обязан своим рождением. Два крупных сельхозпредприятия почти одновременно возникли на этом месте, а вместе с ними возводились двух-трёх-четырёх- и пятиэтажные дома для тех, кому предстояло здесь работать.  Началось строительство в 1975 году, а 1 сентября 1980-го открылась новая школа.  

Собирать историю посёлка было увлекательно.  Занялась этим учитель русского языка и литературы Анна Гусева. Помогали ей молодые педагоги, потому что и они были частью этой истории. 

Рассказывает Алла Лашманова, социальный педагог, учитель русского языка и литературы, руководитель театральной студии:

– В становлении и развитии посёлка важная роль принадлежит директорам:  птицефабрики – Николаю Тимонину, свинокомплекса – Виктору Вьюшкину, общеобразовательной школы – Ивану Артамонову и музыкальной школы – Александру Лепёшкину. Им посвящены обширные экспозиции. Музей был создан в 2012 году.  Директора делились воспоминаниями и личными документами. Здесь хранятся их трудовые книжки и награды. Фотографии рассказывают и о местных медиках, которые работали в школе и в ФАПе. 

Вот материал о физруке  Николае Шибанове, который создал местный футбольный клуб,  его команда одна из лучших в округе до сих пор. Сейчас традиции продолжают тренер Максим Спиридонов и его сын Артём. 

Алла Валентиновна стала нашим экскурсоводом. Она знает в музее каждый экспонат, потому может рассказать и о школе, её учителях и выпускниках, которые трудятся и в Выксе, и за её пределами.  Например, Юрий Вяткин  и Николай Епифанов,  молодые учёные, работают в Сарове. 

Алла Лашманова руководит театральной студией уже более 30 лет, и ей дороги те награды, которые школьная студия получила на театральных конкурсах и фестивалях. Юные театралы не упускали возможности встретиться с актёрами, которые приезжали в Выксу. Пообщались с актрисами театра и кино Алиной Покровской  и нашей землячкой Ириной Пеговой. 

О героях былых времён и нынешних

Не случайно я в начале статьи подчеркнула, что в посёлке всё близко. Центральная экспозиция – о тех, кто защищал страну в Великую Оте-чественную, и о тех, кто геройски погиб в афганской и чеченской войнах. И тут же портрет юноши с улыбчивым лицом и открытым взглядом – выпускника школы Данилы Сергеева. Герой СВО. Он погиб в боях под Азовом. Посмертно награждён орденом Мужества. На открытии мемориальной доски в его честь на здании учебного заведения на митинг собралась вся школа. Дети не сдерживали слёз. У его портрета в фойе весь год лежали цветы. Их приносили ребята. 

Через семь месяцев в ходе СВО погиб ещё один житель посёлка выпускник школы Антон Корольков, боец ЧВК «Вагнер». Сейчас о нём оформляется материал.

На домах, где жили герои военных операций в Афганистане и Чечне братья Анатолий и Владимир Петренко, установлены мемориальные доски. 

Патриотизм  – это память

Сейчас много говорят о патриотизме. Это чувство нельзя воспитать. Оно живёт в душе. В памяти. В том, как человек относится к своим предкам и что он о них знает. Это прекрасно понимала первый директор музея Анна Гусева. Во время нашей экскурсии зашла учитель биологии Софья Федькина. Она окончила школу с серебряной медалью, поступила в университет им. Лобачевского, а затем вернулась в родные пенаты. Педагог рассказала о том, как ребята во время учёбы составляли по заданию Анны Павловны родословные своих семей. Доходили кто до третьего, а кто и до пятого колена. Вот это и есть патриотизм: знать свои родовые корни и гордиться ими. 

Важная деталь. Учителя подчеркнули, что экскурсоводами по музею являются старшеклассники. Когда одни заканчивают школу, им на смену приходят другие, которых готовит директор музея.

…Здесь хранят традиции предков и знают цену памяти. 

Фото Полины Артамоновой