Музей ценен подлинниками

visibility
Впервые после реконструкции в Доме Баташёвых-Шепелевых прошла областная краеведческая конференция

На неё приехали директора cорока музеев. Темой встречи стал состоявшийся в Санкт-Петербурге семинар по теме: «Корпоративный музей предприятия, организация в системе маркетинговой и имиджевой политики предприятия, организации».

Инициатором стала директор музея ННГУ, председатель правления региональной общественной организации «Нижегородский центр поддержки и развития музеев» и Нижегородского городского совета музеев, к.и.н.,  доцент кафедры музеологии исторического факультета ННГУ, главный редактор журнала «Нижегородский музей» Тамара Ковалёва. Встретившись на семинаре с директором усадебно-промышленного комплекса Баташёвых-Шепелевых Андреем Цыпляевым, сделала несколько замечаний относительно музея, после чего решено было провести у нас, в Выксе, конференцию.

И она состоялась. Главной особенностью было то, что сначала местные экскурсоводы провели обширную экскурсию по залам музея, а затем Андрей Анатольевич предложил им высказаться об увиденном и услышанном, без утайки и всяких скидок на «принимающую сторону» сделать замечания. Хозяева слушали внимательно, сосредоточенно, с чем-то не соглашались, в других вопросах проявляли солидарность с коллегами, по третьим позициям были едины во мнениях.

Галина Абаева, директор музея речного флота (Водная академия):

– Обилие информационных экранов, досок, «окон» отвлекает рассказ экскурсовода от главной нити повествования; трудно одновременно слушать рассказ экскурсовода и следить за информацией на экранах.

Тамара Кейзина, бывший зам. директора по научной работе Болдинского музея-заповедника:

– Из увиденного складывается образ дома, образ родового гнезда. Экспозиции лёгкие, изящные. Хорош Шепелевский зал, в нём есть ценные и выразительные экспонаты. Экспозиция третьего этажа носит познавательно-образовательный характер, а хотелось бы, чтобы больше было рассказано о выксунской металлургии.

Наталья Колесникова, директор музея ГАЗа:

– Нет некоего начального образа. Здесь царит художник, но не экспозиционер. Все эти замечания поправимы. Было бы желание.

Тамара Ковалёва, директор музея ННГУ:

– Замечания по поводу живописных копий братьев Баташёвых. Может быть, целесообразно было бы заказать их исполнение в Москве или в Питере.

Надежда Разина, директор Арзамасского художественного музея:

– Искусству составления экспозиции надо учиться. Ни в одном музее нет такого количества интерактивных досок. Вам можно позавидовать. Но… как музейщик со стажем, я ценю подлинники. От них другое ощущение, они вызывают экспрессивные чувства, воспоминания, и можно завидовать музею, где есть подлинники. У вас они тоже есть.

Подводя итог сказанному, Андрей Анатольевич поблагодарил за конструктивную критику. Согласился с тем, что сотрудникам надо учиться, и музей готов как принимать на своей базе специалистов, так и выезжать в другие крупные и старейшие музеи области, Москвы, Питера: «Мы хотим развиваться, и согласны делать это вместе с вами».

Вторая часть конференции была посвящена итогам обучающего семинара в Петербурге, в центре научно-технической информации. О них и рассказала Тамара Ковалёва. Полезным результатом были материалы и документы, касающиеся фондоохранительной работы, правовые акты об организации жизнедеятельности музеев. Как сказала Тамара Ивановна, они нужны, потому как территориальное управление по Приволжскому федеральному округу утвердило систему проверок правового и фондового обеспечения музеев. Причём это касается всех музеев, в том числе и частных, и ведомственных. Если учреждение заявило о себе как о музее, то оно и действовать должно по музейным законам. Эти документы нужны, и ими необходимо руководствоваться, чтобы не было тех несуразностей, которые ещё имеются. Инструкции по учёту и хранению, принятые в 1985 году, действуют до сих пор, хотя в них много нестыковок. До сих пор не определено, как собственники музеев будут взаимодействовать с государственными структурами.

Тамара Ивановна привела как пример организацию дела в небольшом музее «Разночинный Петербург» (бывший музей-квартира В.И. Ленина), который активно развивается. Сегодня в подъезде, где он находится, живут люди. В комнате, где работал Ленин, мемориальное пространство, оборудовано на строго документальной основе. Экспозиции эмоционально и грамотно построены. Поражает и другая комната, экспонаты которой рассказывают об обычной семье блокадного Ленинграда. Здесь каждый экспонат – подлинный, и вся обстановка производит сильное впечатление. Подобные комнаты нужны современным школьникам. Важно то, что музей существует при поддержке правительства и мэрии Санкт-Петербурга. Кстати, именно они взяли направление на обучение музейщиков. Действует специальный курс «Теория и практика музейного дела».

В этом году в северной столице уже в четвёртый раз проходит форум малых музеев. Цель: познакомить с деятельностью известных учреждений подобного профиля. Если вначале были представители девяти музеев, то в этом году – уже сорока.

Из тех, чей опыт следует перенимать и у кого есть чему учиться, Тамара Ивановна назвала современный музей «Политическая история России» и его дочернее заведение – «Детский исторический музей» или, как его называют, «Дим для Димы». На сегодня здесь лучшие из всех экспозиций, которые существуют у нас в стране. Да, там тоже есть и интер-активные экраны, и аудиогид, и живая речь участников исторических событий. Но всё чётко выстроено и хронометрировано. Там тоже много экранов, но они не давят, а искусно вплетены в текст экспозиции. Можно ходить по залам много часов и не устать, до того грамотно, корректно и спокойно всё выстроено. Для получения информации школьнику не надо много времени. Как совершенно справедливо сказал один из участников семинара, если раньше требовались годы на изыс-кания, то нынешние школьники, придя в этот музей, могут получить её через полчаса.

Конференция закончилась на оптимистической ноте: учиться, работать, обмениваться опытом, выезжать в музеи большие и малые, ведомственные и частные. Родилась и идея: на базе Выксунского музея провести конференцию, пригласить руководителей предприятий, в чьём ведомстве находятся частные музеи, чтобы показать, как надо работать и во что вкладывать средства. И непременно с участием президента ОМК Анатолия Седых.

 

Елена Липатова. Фото из архива музея усадебно-промышленного комплекса