Директор, хормейстер, педагог
Судьба этой женщины – ещё одно свидетельство того, что не важно, в каком городе – столице или провинции – жить, главное – не потерять себя и стать личностью. Юлия Симонова, коренная москвичка, получившая отличное образование в Москвеи Ленинграде, Выксу всегда считала родным городом. Здесь были её школа, хор, дети.
Уроки юности
Вспоминая сегодня, какой же была Юлия Сергеевна, осознаёшь её мудрость. Она сумела выстоять в выпавших на её долю испытаниях и не обижаться на тех, кто их виновник, а просто вычеркнуть из памяти то время. В Выксе начала жизнь с чистого листа.
Если бы здесь не жила её сестра Зоя, муж которой работал военпредом на заводе ДРО, возможно, новая жизнь началась бы в другом городе, но столь же интенсивно. Оказавшись в Выксе в 1942-м, Юлия была намерена работать там, где могли бы пригодиться её знания музыканта, педагога, концертмейстера, хормейстера. За плечами – учёба в музыкальных техникумах Москвы и Ленинграда, двухгодичные курсы музыкальных инструкторов и хороведения при Ленинградском радиовещании. Сегодня нам трудно представить, но жизнь продолжалась, несмотря на военное время. Юлия Сергеевна возглавила хор в клубе завода ДРО. И уже через небольшой промежуток времени хоровой коллектив выступал перед выксунцами, а когда в школе № 8 разместился госпиталь, – то и перед ранеными бойцами.
Закончилась война. Юлия Сергеевна очень хотела обучать музыке мальчишек и девчонок. В 1951 году из Министерства культуры пришёл приказ-разрешение на открытие в городе музыкальной школы. Первым пристанищем музыкальной школы стала квартира директора завода, которую он отдал под учреждение, а сам перешёл в меньшую. Юлия Сергеевна наряду с другими преподавателями стала обучать детей игре на музыкальных инструментах.
Имея характер энергичный и неугомонный, она никогда не ограничивала себя только одним делом. Днём – занятия с учениками, а вечерами – репетиции хора. Вела два коллектива: в ремесленном училище №15 и в клубе завода ДРО! Репетиции с хором давали ей возможность реализовать себя как хормейстеру. Расписывала голоса, подбирала репертуар, который составляла из русских народных и песен советских композиторов. Выступления хора создавали бодрое настроение – страна возрождалась, строила новую жизнь.
Школа – дом родной
После того как директор ДМШ Вениамин Клавдиевич Поляков уехал в другой город, эту должность предложили Юлии Симоновой. Вот здесь и раскрылся её талант педагога и руководителя. Преданная музыке, она и нас, детей, воспитывала в том же духе и любила как родных. Её семейная жизнь не сложилась и всю силу нерастраченной любви она отдавала нам. У неё не было неспособных учеников, каждый нёс в себе искру таланта, а она делала всё возможное для её раскрытия. Возила детей в Горький на прослушивания, готовила к участию в конкурсах. Телевидение ещё только начинало входить в жизнь и вся культура сосредотачивалась во Дворце и клубах. Там шли фильмы, туда приезжали артисты из Москвы и Горького. Не было ни одного концерта, который не посмотрели бы учащиеся «музыкалки». Более того, как только на экраны вышел фильм-опера «Евгений Онегин», то дети посмотрели его не только во Дворце, но и в школе. Благодаря Юлии Сергеевне киномеханик с установкой приезжал в учреждение для демонстрации фильмов.
Учащиеся школы (причём всех классов) любили её и охотно участвовали во всех организованных ею мероприятиях. Концерты и новогодние ёлки, инсценировки и выходы во Дворец, – всё было олицетворением некоей сказки, в которой это всё происходит! Новогодние ёлки напоминали сценки из балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица». А какие оригинальные подарки получали дети! Время было трудное, и за продуктами взрослые ездили в Москву. Благодаря хлопотам Юлии Сергеевны в подарках всегда было нечто экзотическое: золочёные орешки, особенные шоколадные конфеты, ароматные мандарины.
Сама атмосфера учебного заведения способствовала творчеству. Кабинеты и коридоры украшали фотовитрины, из материалов которых ученики могли почерпнуть полезную информацию из мира музыкальной культуры. Как директор она строго следила за тем, чтобы и педагоги, и ученики были в курсе всех музыкальных событий. Она сама была образцом элегантной простоты. Сдержанная в эмоциях, обладала огромной душевной сердечностью и добротой. Все ученики, даже спустя годы после окончания школы, навещали её, писали письма, приходили за советом. Когда Юлии Сергеевны не стало, мы почувствовали себя осиротевшими. Но то доброе и прекрасное, что вложила она в нас на уроках, никуда не делось, оно с нами, согревает так же, как когда-то согревала своим душевным теплом любимая учительница.
P.S. Александра Васильевна Трушина – преподаватель школы п. Дружба по классу домры. Окончила Выксунскую ДМШ, Горьковское музыкальное училище, Московский музыкально- педагогический институт им. Гнесиных. Преподавала в училищах Горького и Сыктывкара.