Когда слышу фразу «В Выксе некуда сходить», всегда удивляюсь, почему мы так мало ценим то, что имеем.
Взять, к примеру, прошедший с 19 по 27 марта театральный фестиваль. Сколько интересных спектаклей показано, причём не только выксунских, приезжали театральные коллективы из Навашина, Кулебак, Павлова. А где зрители? Только три спектакля прошли при полных залах, на остальных едва набиралось по половине. Жаль...
Впрочем, не о чем жалеть! Кто хотел, тот пришёл и получил удовольствие. А посмотреть было что. Фестиваль показал, что многие самодеятельные актёры (в этом году их возраст варьировался от 7 до 86 лет) – удивительно талантливы и самозабвенно преданны театру. Вот какие люди живут рядом с нами! Они достойны поддержки и аплодисментов, ведь они несут нам радость и наслаждение.
Фестиваль в цифрах:
За 8 дней показано 13 спектаклей. Работу 180 актёров, 10 режиссёров, 50 оформителей, костюмеров, звуко- и светооператоров... оценили 1500 зрителей.
Посмотрев все фестивальные спектакли, готовы и с вами поделиться впечатлениями и эмоциями.
Итак, как это было...
Леонид Кичайкин на открытии фестиваля
Детский самодеятельный театральный коллектив «МЫ» из Кулебак открывал театральную неделю спектаклем по мотивам сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик». После представления юная зрительница Олеся Шахова сказала, что ей очень понравилась сказка и она, как девочка Женя, тоже загадала желание: «Хочу, чтобы поправились мои бабушка и дедушка и могли играть со мной».
Сценарий спектакля «Чудеса там, где в них верят» написан для особенных актёров. Большинство из них – дети с ограниченными возможностями. Они доказали зрителям, родителям, да и самим себе, что ограничения возможностей не являются ограничениями способностей и таланта. Прежде чем выйти на сцену, ребята театральной студии «Шаг навстречу» пять месяцев работали с педагогами Мариной Глинской и Ольгой Прошиной. Театр может развивать ребёнка всесторонне и ненавязчиво. Вокалисты работали с голосом, психологи учили выражать эмоции, ориентироваться в пространстве. Режиссёр Светлана Братчикова наблюдала за ребятами в процессе их занятий и писала пьесу под каждого ребёнка, исходя из его потенциала. В работе с этими детьми нельзя было обойтись только традиционными формами, поэтому использовали медитации, упражнения на расслабление, придумывали различные игры.
Спектакль показал эффективность этой комплексной работы. Герои чувствовали себя на сцене так же комфортно, как и в студии. Бегали из страны Тырляндии в Кукундию, возмущались, радовались, прыгали, открыто выражали свои эмоции. И то, что детям нравится играть свои роли, было видно по тому, как радовались они аплодисментам зрителей.
Название спектакля созвучно состоянию детей. Они верят, что у них получится. И это происходит – вера творит чудеса и с детьми, и с героями пьесы. Правители двух волшебных государств наконец-то договорились о мире и дружбе, а каждый участник спектакля успешно справился со своей ролью, преодолев страхи, сомнения, неуверенность в себе.
Драматический коллектив Досчатинского ДК под руководством режиссёра Галины Фроловой поставил сказку «Золушка», где было много музыки, песен, танцев, исторических костюмов, чудесных превращений, и где, как водится, добро побеждает зло, а принц находит свою любовь.
В этом году народный театр из Большого Окулова порадовал выксунцев спектаклем, в котором заняты всего два актёра: Евгений Бурмагин (ему уже 86!) и Галина Кашинина (возраст актрисы указывать не будем...). Специально для этого коллектива драматург Флорид Буляков сделал перевод нескольких пьес с башкирского на русский. И этот союз автора и коллектива даёт удивительный результат – кажется, что актёры вовсе не играют на сцене, а заново проживают свою жизнь. И это всегда убедительно, трогательно. По-настоящему! В Выксе уже сложился круг зрителей, которые ходят именно на них. Потому что их нельзя не любить, они правдивы и искренны в выражении своих чувств. На фото слева: сцена из спектакля «Москва – Васютки» (режиссёр Евгения Шаркова).
Режиссёр Выксунского народного (образцового) театра Сергей Куликов представил на фестивале два спектакля. Сцена из трагикомедии «С Верой, Надеждой, Любовью», премьера которой состоялась в прошлом году.
«Театр в стихах», объединивший поэмы А.С. Пушкина «Полтава» и М.Ю. Лермонтова «Демон», «Сатиру» А.К. Толстого. Актёры народного театра на сей раз проявили себя не только как драматические исполнители, но и как прекрасные чтецы, владеющие искусством декламации, умеющие донести смысл очень сложных литературных произведений, написанных более ста лет назад, но актуальных и сегодня.
Поиски себя, первая любовь, проблемы отцов и детей – темы банальные, но вечные. Вопрос лишь в том, как об этом рассказать со сцены. Молодёжному театру «Гильдия» под руководством Леонида Кичайкина удалось главное: побудить зрителей не только сопереживать героям, но и задуматься о смысле собственной жизни. Спектакль «Торч» – премьера. А для многих актёров это был ещё и дебют. Дебют – прекрасный!
Кстати, режиссёр, работая над этой пьесой Юлии Зелениной, созвонился с автором и получил благословение на её постановку.
Эти четыре девушки, плачущие после окончания спектакля, заставили прослезиться почти всех зрителей в зале. Учащимся отделения «Искусство театра» Выксунской ДШИ удалось передать глубину человеческих переживаний, создать запоминающиеся образы, показать разные характеры, вести линию своих героинь от начала до конца. Спектакль «Это, девушки, война» в постановке Натальи Ершовой стал эмоциональным потрясением нынешнего театрального фестиваля.
Ещё один спектакль отделения «Искусство театра» Выксунской ДШИ представила режиссёр Нина Холодова. Спектакль «Сказка о потерянном времени» получился ярким и динамичным. Несмотря на то что в музыкальной школе помещения для театра мало приспособлены, ребята смогли профессионально освоиться на большой сцене Дворца, использовали круг и занавес для быстрой смены декораций – это задавало ритм действию. А как блистательно они пели и играли!..
Кулебакский народный театр-студия «Дилижанс» привёз на фестиваль два спектакля: «Мышеловка» (по мотивам повести Агаты Кристи) и «Фантазии Лизы». Жанры разные – детектив и драма, а темы близкие – любовь и человеческие взаимоотношения. Студийцам под управлением режиссёра Марии Федотовой в обеих постановках удалось заинтриговать зрителей, заставить следить за развитием действия, ждать развязки.
Лауреат областных фестивалей народный театр Дворца культуры из Павлова удивляет в каждый свой приезд на выксунские фестивали. Нынешний сезон – тоже не исключение, а правило. Режиссёр Анатолий Важенин привёз два спектакля: детский «Пеппи Длинныйчулок» и «Дважды Чехов».
Анатолий Важенин всегда имеет своё мнение как о драматургическом материале, с которым он может обращаться по своему талантливому усмотрению, так и о трактовке образов героев представлений. «Пеппи» он переписывал несколько раз, и каждый раз выходило неожиданно смело и талантливо. На сей раз сценарий был написан под главную героиню, задорную и весёлую девчонку. Премьера состоялась неделю назад при аншлаге и восторгах зрителей. Точно так же встретили спектакль и выксунские юные ценители, которых в зале было больше обычного. Действие менялось с такой скоростью, что зрители едва успевали поспевать за сюжетом. Но именно в этом и был драйв!
Неожиданно, почти эпатажно начался и спектакль по Чехову. По замыслу режиссёра прислуга стряхнула пыль с книжки пьес великого Антоши Чехонте, мастера шутки и розыгрыша, сорвала покрывала с манекенов, завела их застывшие фигуры – и закипела жизнь! Всё завертелось, заиграло, ожило! Актёры представили нам нешуточные страсти при ничтожных поводах. Они падают в обморок и краснеют от гнева и ненависти, они заставляют зрителя хохотать и плакать от смеха. В двух миниатюрах – «Предложение» и «Медведь» – актёры так мастерски использовали все выразительные средства игры, что зритель не мог оторваться ни на секунду. Браво!!!
Елена Липатова и Ася Шнитко. Фото Лили Фроловой и Елизаветы Самойловой