Девятиклассник средней школы №3 участвовал во Всероссийском изобразительном диктанте в ноябре этого года. Его организатором уже много лет является Международный союз педагогов-художников.
Предыстория
Преподаватель ИЗО школы №3 Марина Гордеева вступила в Союз в 2017 году и с того времени начала возить учеников в Крым, где проводятся очные детские конкурсы. В программе значатся не только мастер-классы ведущих художников, но и экскурсии по достопримечательностям Крыма. С каждым годом количество желающих увеличивается, и в этот раз поехали уже шесть ребят.
Началось всё с приезда в родную Выксу выпускницы нашей художественной школы Марины Пугаевой. В музее проходила её персональная выставка. Она предложила Марине Гордеевой вступить в Союз педагогов-художников и дала рекомендацию.
Союз возглавляет Борис Михайлович Неменский, обладатель обширных званий. Он народный художник России, академик Российской академии художеств и Российской академии образования, лауреат множества премий, автор оригинальной программы эстетического воспитания, профессор ВГИКа. И Марина Александровна у него училась. Ему уже за 90 лет, но он проводит мастер-классы и конференции. Детей любит и в каждом умеет открыть искру таланта.
Художник-легенда
– Дело в том, что у меня к Неменскому особое отношение, – делится выксунский педагог. – Во время учёбы в художественной школе о нём много рассказывал директор Борис Бедин. В педагогическом училище мы изучали его методику, и я по ней работаю. Три года назад мне предложили участвовать в конференции, которая проходила в Москве на ВДНХ. Там я слушала Бориса Неменского как первоклассница, ловила каждое его слово, общалась с ним. Мы выступали с докладами, и он с огромным вниманием слушал нас.
И с момента вступления в Союз я начала участвовать в его конкурсах. На первый поехала с одной ученицей. Увидела, насколько богата программа, сколь интересны мастер-классы. Тогда мы побывали в Коктебеле, Ялте.
Что такое изобразительный диктант?
Его проводит Союз педагогов-художников. Идея его в том, что в каждом регионе участникам дают определённую тему.
Сроки сжатые, педагог в процессе не участвует, ребята рисуют быстро, за помощью к преподавателю не обращаются. Эти состязания позволяют юным мастерам сконцентрироваться, тем и хороши работы. В них – эмоции и живость. Жюри независимое. В него входят тоже педагоги, но из других регионов. Затем результаты суммируют. Работы победителей отправляют в центр, в Союз педагогов-художников, и на заключительном этапе называют лучших.
В этом году изобразительный диктант проходил с 8 по 13 ноября. Ученики Марины Александровны выбрали две темы: «Памятники архитектуры моего города» и «Праздники в нашем городе». Ребята рисовали площадь Металлургов, рудокопов в лесной посадке, различные скульптуры. Кирилл Щепкин изобразил памятник Варнаве Гефсиманскому в Иверском монастыре (верхнее фото слева). Каждое лето мальчик проводит у бабушки, которая живёт в районе монастыря. Памятник впечатляет, и потому Кирилл, не раздумывая, взял его за основу конкурсной работы. Насколько она понравилась жюри, узнаем в ближайшее время, когда подведут итоги.
Крым во всей красе
– Успели мы побывать этой осенью и в Крыму, на ежегодном арт-кампусе, который проводит Союз педагогов-художников с 1 по 7 ноября, – продолжает рассказ Марина Гордеева. – Готовиться к поездке начинаю с весны. Заказываю билеты. Уже несколько лет мы размещаемся в «Интуристе», где для нас действуют скидки. Заботится о том Союз преподавателей-художников. В программе, как обычно, были мастер-классы, экскурсии в Воронцовский и Левадийский дворцы, в зоопарк. Дети успевали делать наброски и любоваться окрестностями. Для конкурса было предложено несколько тем. Причём никто заранее не знал, какие. Наши ребята выбрали «Разноцветные улочки Ялты». Рисовали с натуры. Время – два с половиной часа. Не уложишься – работу не примут. Кирилл Щепкин решил изобразить памятник В.И. Ленину на набережной (нижнее фото слева). Он увидел три плана: горы вдали, на их фоне Дворец, очень похожий на выксунский ДК им. Ленина, и сам памятник.
– Мне понравился и пейзаж, и то, что я рисовал как настоящий художник, – поделился Кирилл. – Подходили прохожие, кто-то даже хвалил.
– Итоги подводились в последний вечер нашего пребывания в Ялте, – уточняет Марина Александровна. – Голосование было открытое. Педагоги показывали рисунки своих учеников, а остальные преподаватели оценивали их по десятибалльной шкале. Потом баллы суммировались. В результате Кирилл вышел победителем в своей возрастной группе.
Корреспондент «ВР» встретился с Кириллом Щепкиным и задал ему несколько вопросов.
– Скажи, Кирилл, какое главное увлечение в твоей жизни?
– Рисование. Я и в художественной школе занимаюсь, и у Марины Александровны. Люблю историю. Мне интересно наше прошлое. На экскурсии в Левадийском дворце, где проходили переговоры Сталина, Черчилля и Рузвельта, увидел их скульптурные изображения. Даже купил сувенир – маленький бюст Сталина. Когда ходили по Ялте, отметил необычную архитектуру сталинской эпохи. Здания монументальные, основательные, в них и красота, и мощь.
– Кем хочешь стать в будущем?
– Учителем ИЗО, как Марина Александровна. Буду поступать в Муромское педагогическое училище, там есть художественно-графическое отделение.
– И вернёшься в Выксу?
– Да.
– Что сегодня тебя волнует?
– Как написать творческую работу. В девятом классе мы пишем сочинение по любому выбранному предмету. Из рассказов Марины Александровны узнал о тех художниках, которые жили в Выксе раньше, и о современных. Взял тему: «Художники Выксы на все времена». Это будет и текстовый формат, и изобразительный рассказ о мастерах кисти – от Виктора Коленды и Ивана Волкова до Николая Вдовина, Николая Щёткина, Бориса Бедина, и о нынешних – Александре Фролове, Дарье Кузнецовой и других.
Думаю, что работа-презентация будет и познавательной, и творческой.
– Успехов тебе, Кирилл! Будь верен своей мечте и стремись к ней.
Фото автора