Не шевелись! Замри!

visibility
Головная боль всех начинающих фотографов – как избежать «шевелёнки» при съёмке?

Одна из самых частых ошибок фотографов-любителей, которую они допускают раз за разом прямо-таки с поражающей настойчивостью, – это дрожание камеры и, как следствие, получившийся в итоге «смазанный» снимок.

Так называемая «шевелёнка» в работах новичков может присутствовать даже при дневной съёмке, а уж в вечернее или ночное время – и подавно. Всё дело в том, что в самом начале своего творческого пути начинающий фотограф попросту ещё не знает всех возможностей камеры и положений выдержки (а во многих случаях знание настроек и режимов играет очень важную роль). Но неужели нельзя улучшить результат на начальном этапе без всех этих заморочек?

А между тем частичное решение этой проблемы лежит на поверхности. Всем новичкам во избежание «смаза» советую пользоваться штативом. Эта удобная конструкция продаётся во многих магазинах Выксы, при желании вы также можете заказать треногу в Интернете. Самый простейший штатив стоит не так уж и дорого – около 1000 рублей. Однако при выборе покупки учтите: чем выше цена, тем тяжелее конструкция, а значит, и штатив будет твёрже стоять на земле (на льду, песке, покатой гористой поверхности). Большинство профессиональных фотографов снимают ландшафты, натюрморты и постановочные снимки при помощи треноги, так что в дальнейшем, когда вы порядком освоитесь, сами убедитесь лишний раз, сколько возможного брака можно избежать, если изначально надёжно закрепить камеру.

Не шевелись! Замри!Теперь пару слов об умении правильно нажимать на кнопку затвора. Хотя, казалось бы, уж тут-то чего сложного, правда? Однако в фотоискусстве не бывает мелочей, поэтому любому новичку следует знать все нюансы и характерные ошибки. Многие фотолюбители при съёмке буквально вдавливают пусковую кнопку в корпус, как будто от силы нажатия зависит эстетическая красота снимка. Это весьма показательный момент: слишком большое усилие при нажатии кнопки затвора провоцирует дрожание камеры в тот самый момент, когда должна «вылететь птичка». В будущем вы можете легко избежать досадного «смаза» при условии, если запомните следующее простое правило: нажимать надо плавно, в два захода. Первое положение – подушечкой указательного пальца мягко нажимаете кнопку затвора наполовину. В это время автоматика камеры «цепляется» за картинку, которую вы хотите снять. При этом процесс фокусировки не всегда может сработать с первого раза. Допустим, вы фотографируете какого-то конкретного ребёнка из группы бегающих по комнате детей – как камера может узнать, какого именно малыша вы хотите снять?! Автоматика устроена так: в фокусе будет кто-то из детей, которые при съёмке находились вблизи камеры, или те, что находились поодаль. Но так, чтобы все получились «резко» на всей снимаемой площади, не бывает. Получается следующая сцена: увидит новичок интересный кадр, спешит быстро снять процесс и сразу, без подготовки, жмёт на затвор. В итоге – фокусировка не всегда успевает сработать и получается нечёткий кадр. Итак, второе положение нехитрого правила: перед съёмкой держите палец на кнопке затвора, а в нужный момент для съёмки, мягко и без рывков нажимайте до конца. В чём-то это мгновение схоже с процессом при стрельбе из оружия: требуется такое же плавное нажатие спускового курка и финальный результат так же зависит от аккуратности начальных действий.

Разберём ещё одну классическую ошибку новичков – снимать какое-то действие и при этом отдалять камеру от себя. Дело в том, что в этой позиции тело фотографа теряет стабильность, и какими бы мускулистыми руками вы ни обладали, уже через несколько секунд удерживания фотоаппарата будет происходить еле заметное дрожание камеры. Возможно, в последнее мгновение вы попросту не замечаете этого, но именно из-за того, что фотоаппарат во время съёмки находится в вытянутых руках, легко может получиться «шевелёнка». Поэтому приучитесь держать камеру правильно: локти во время съёмки прижаты к корпусу (так положение тела будет более устойчиво), а сами кисти рук можно отвести на некоторое расстояние от лица. Для придания телу большей статичности во время съёмочного процесса не стесняйтесь иной раз опуститься на колени, но уж если снимаете стоя, обратите внимание на классическое положение ног фотографа в этот момент (см. рисунок-схему). Более того, все учебники по фототеории дружно советуют при съёмке стоя опереться на что-нибудь массивное и твёрдое (шкаф, стена, дерево и т.д.) для придания телу стабильного положения. Таким образом, чем устойчивее вы будете стоять, тем легче держать камеру при фотографировании, а значит – проще избежать возможного брака в работе.

Не шевелись! Замри!Напоследок – ещё одна рекомендация, которая поможет бороться с «шевелёнкой». Во многих учебниках по фото этот совет почему-то часто пропускают, но, на мой взгляд, он заслуживает должного внимания. Речь идёт о правильном дыхании в момент нажатия на кнопку затвора. Многие новички не задумываются об этом, а потому снимают как придётся – например, нажимают на спуск и при этом в решающий момент выдыхают. Опять-таки: сами вы можете не заметить, как «сжимается» на выдохе ваше тело, а ведь любое изменение положения туловища чревато дрожанием камеры. Если вы всерьёз озаботились проблемой излишнего брака на снимках в виде «смазов», возьмите за правило следующий способ ведения съёмки: перед нажатием затвора задержите на несколько секунд дыхание, а потом плавно выдохните. Такая вот «фотойога». Вроде бы очередная «мелочь», но, повторюсь, даже такие вещи порой играют в нашем фотоделе куда большую роль, чем кажется на первый взгляд.

 

Дмитрий Макаров. Фото автора

 

blog comments powered by Disqus