Его приезд связан с важным событием в жизни. В августе исполнилось 100 лет со дня рождения его отца, Владимира Николаевича, известного собирателя фольклора (и в наших местах тоже), профессора. Он несколько лет жил в Шиморском.
– Добрый день, Владимир Николаевич! Очень рада Вашему приезду. Давно собирались…
– Да, давно. И в год 100-летия со дня рождения моего папы решил, что уже пора. В окрестностях Выксы прошли детские годы Владимира Николаевича. Затем он приезжал сюда в 1970-1980-х годах, собирал фольклор, и места эти – Шиморское, Выкса и их окрестности для него значимы.
– Всегда с интересом читаю Ваши статьи, которые публиковались в областных изданиях. Запомнился материал об истории Нижегородского кремля, где приведены факты, что к его созданию приложили руку итальянские архитекторы, ученики Леонардо да Винчи. Сейчас, благодаря библиотеке «Отчий край», читаю сборник «Сказки Ивана Ковалёва» с Вашей вступительной статьёй. Нужны ли сегодня сказки для взрослых, или время этого вида народного творчества ушло?
– Самый простой ответ: сказка ложь, да в ней намёк. В ней заключён национальный код. Потому как язык сказки – это некий ключ к пониманию русской культуры. Человек, который знает наши сказки и то, как они звучат, с какой интонацией рассказываются – истинно русский и дорожит тем, что говорит на том языке, на котором они писались и рассказывались.
– Каково Ваше отношение к этому сборнику?
– Для меня это некое выполнение долга. У нас есть несколько сказочников, которые забыты и затеряны в культуре Нижегородского Поволжья. И мы должны в библиотеках иметь их тексты для того, чтобы жить дальше. Вот таково и назначение этого сборника. Я отношусь к сказкам как к национальному коду.
– Расскажите, пожалуйста, о нижегородских сказочниках.
– Есть несколько ярких мастеров, и мы поставили для себя задачу обязательно издать их произведения. Первым выпустили сборник Михаила Ананьевича Сказкина, блестящего сказочника из Уренского района. Чтобы послушать его, в сельский клуб приходили люди из близлежащих сёл. Он мог говорить по восемь часов. Жители расходились, но на следующий день вновь приходили, настолько велико было желание слышать и слушать его. В прошлом году свет увидели сказки Александры Алексеевны Алексеевой из Болдино. Совершенно достоверно известно, что их рассказывали Пушкину. Сюжеты и мотивы в текстах совпадают. Об этом можно говорить всерьёз.
Это те книги, которые я хотел издать. И у меня это получилось.
– Вы очень много путешествуете…
– Путешествие – прекрасное занятие. Мы выпустили восемь книг-путешествий. Готова и девятая, посвящённая Семёновскому району. Когда приезжаем в определённый район, знакомимся со всеми школьными музеями и со старожилами. Сейчас пишу книгу, посвящённую Ковернинскому и Городецкому районам, Узолью, родине хохломской и городецкой росписи. И потихонечку – книгу о том, с кем приходилось встречаться, чьи воспоминания слушал и с кем разговаривал в поездках.
Был в моей жизни период, когда я много ездил, познакомился со многими замечательными людьми. Сейчас их уже нет. Грустно. Но многое осталось в моих тетрадях. Сейчас мне интересно работать с рукописями, книгами, ходить по музеям. Это я говорю к тому, что фольклор надо собирать. Фольклор будет всегда. Его надо издавать. И это задача следующего поколения исследователей и собирателей. Надеюсь, что они с любопытством и пониманием отнесутся к тому, чем мы занимались в своё время.
– Какие значимые события произошли в Вашей жизни за последнее время?
– Их несколько. Уволился из Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, где преподавал на кафедре журналистики. Почувствовал себя свободным человеком. Уволился из газеты «Гудок», которая кормила меня 25 лет, но не порвал с железной дорогой, потому что мне интересно, что там происходит. Всё это освободило мне руки, голову и дало возможность заниматься тем, что меня интересует.
– Во время Ваших путешествий по Нижегородчине удалось ли Вам разгадать её тайны?
– Более того! Вместе с молодым коллегой Дмитрием Павловым, кандидатом исторических наук, на территории Нижегородского Поволжья нашли потерянное государство. Несколько лет назад мы заинтересовались Ветлужским летописцем. Это рукопись, вероятно, средневекового происхождения. Она потеряна.
Но нам удалось найти то, что было переписано с неё в XIX веке, в фондах Костромского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. И нам в этом очень помогли его сотрудники.
– В чём ценность Ветлужского летописца?
– Он рассказывает во многих деталях историю Марийского государства, которое существовало в Поветлужье с XII века. Марийцы помнили о его существовании, рассказывали о нём в преданиях, однако в них не было почти никакой конкретики, имён, дат. И тут многое появилось в системном виде. Рукопись мы не только нашли, но и напечатали.
Сейчас в нашем издательстве «Литера» готовится к выпуску книга, связанная с Ветлужским летописцем, но её написали уже марийцы. Получается интересная картина взаимодействия марийских правителей с русскими. Выходит, что они общались и о чём-то договаривались с Александром Невским (например). Из Ветлужского летописца мы узнали о судьбе знаменитого святого Варнавы Ветлужского, о котором почти ничего не было известно.
– Кстати, об Александре Невском. Мы в ноябре совершили журналистскую паломническую поездку в Городец. И поразились памятнику Александру Невскому, установленному в Феодоровском монастыре. А Вы пишете книгу, посвящённую Ковернинскому и Городецкому районам, Узолью, родине хохломской и городецкой росписи.
– Да, я познакомился и со скульптором Петром Добаевым, автором загадочного памятника Александру Невскому. Если рассматривать эту работу с определённого ракурса, то можно увидеть, что это клинок, воткнутый в землю. А за Невским – вырастают крылья храма. Скульптор родился в Мордовии, сейчас живёт в Москве. Это яркий, интересный человек. А с Городецкой епархией мы сотрудничаем давно и плодотворно.
– Возвращаясь к началу нашей беседы, к приезду в наш город. Вы провели в библиотеке «Отчий край» лекторий.
– Да, лекторий посвящался памяти моего отца Владимира Морохина. Рассказываю о его жизни, в которой было много интересного и загадочного, героического и обыденного. Это жизнь человека увлечённого и страстного.
– Спасибо Вам, Николай Владимирович, за беседу. Творческих успехов в Вашем деле!
Фото из архива библиотеки «Отчий край»