Какой он был – первый русский военный корабль? Правда ли, что пароходы в народе называли «чёртовыми расшивами», и действительно ли у кораблей есть крылья? Ответы на эти вопросы находим в альбоме, созданном в творческом союзе издательства «Деком» и музея речного флота Волжского государственного университета водного транспорта в канун 800-летия Нижнего Новгорода.
Трудно представить, но до недавнего времени в Нижнем Новгороде для широкой аудитории не издавались книги о речном судостроении.
Таких, чтобы интересно было и взрослым, и детям, где исторические факты дополняет разнообразный иллюстративный материал.
В декабре 2019 года издательство «Деком» при поддержке Издательского совета правительства Нижегородской области выпустило художественный альбом «Ах, что такое движется там по реке…».
Чья идея?
Как создавалась эта книга, рассказала редактор Жанна Кириллова. Она пояснила, что идея выпустить альбом об истории речного судостроения и судоходства на Волге принадлежит директору издательства Владимиру Гройсману.
Конечно, авторы издания понимали, что без специалистов им не обойтись. Галина Абаева, директор музея речного флота Волжского государственного университета водного транспорта, стала участником авторского коллектива. Материалы фондов музея легли в основу издания, создатели альбома дополнили их фотосъёмками моделей старинных и современных судов, представленных в экспозиции музея.
«Директор Музея истории завода «Красное Сормово» Сергей Николаевич Леонов и научные сотрудники тоже помогли в подготовке материалов для книги. Научными консультантами стали люди, уже вошедшие в историю отечественного судостроения, – это профессор, доктор технических наук Александр Дмитриевич Звягин и доцент, преподаватель НГТУ им. Алексеева Юрий Павлович Чернигин. Им обоим довелось работать с великим русским инженером-конструктором Ростиславом Евгеньевичем Алексеевым над созданием высокоскоростных судов. Благодаря такой поддержке удалось соблюсти баланс между доступностью повествования, информативностью, исторической и технической достоверностью», – рассказала Жанна Кириллова.
В книге есть место и лирике
Кропотливый труд авторов и их помощников увенчался успехом. Работа над проектом длилась год, не обошлось и без трудностей, но результат того стоил. Книга получилась познавательной и красочной, к тому же в ней нашлось место и для лирики.
Главному редактору издательства «Деком» Якову Гройсману довелось видеть наш город в разные времена. С Окой, Волгой, пристанями, набережными, величественными круизными лайнерами и юркими речными трамвайчиками у него связано много воспоминаний. Это не просто статистические данные по пассажирским и грузовым перевозкам или технические параметры судов, это часть жизни автора книги.
Яков Иосифович предложил добавить строки из известных песен разных лет, благодаря чему издание получилось удивительно эмоциональным.
Оно стало данью уважения людям, влюблённым в своё дело, в свой город, а также отважным волгарям, вставшим на защиту Родины в годы Великой Отечественной войны. Символично, что этот художественный альбом вышел в канун 75-летия Победы и 800-летия Нижнего Новгорода. Очень важно, чтобы книги напоминали о нашей истории. Патриотизм – это, прежде всего, понимание того, где ты живёшь. Нижний Новгород в разные времена славился своей созидательной мощью и талантливыми людьми, которые любили и развивали своё дело.
Досье «ВР»
Дореволюционный период: проекты Сормовского судостроительного завода.
В середине XIX века на Волге появились первые паровые суда. Вначале Сормовский судостроительный завод, основанный в 1849 году, строил деревянные кабестаны и колёсные пароходы-забежки. Первенцами завода стали забежка «Ласточка» и двухтрубный кабестан «Астрахань».
В 1852 году выпущено судно с металлическим корпусом – пароход «Орёл».
Сенсацией в истории предприятия стал спуск на воду первого в России двухпалубного парохода «Переворот».
В начале ХХ века сормовичи строили двухпалубные пассажирские «дворцы-пароходы»», получившие такое название за великолепную отделку и комфорт для пассажиров – «Великая княжна Ольга Николаевна», «Великая княжна Татьяна Николаевна».
За весь дореволюционный период завод выпустил 489 судов.
Советский период: пассажирские теплоходы и суда на подводных крыльях
В 1934 году был построен уникальный служебный «правительственный» теплоход «Максим Горький».
В 1937-м – ещё четыре первоклассных пассажирских теплохода: «Иосиф Сталин», «Клим Ворошилов», «Михаил Калинин», «Вячеслав Молотов». В августе 1957 года спущено на воду первое в мире пассажирское судно на подводных крыльях «Ракета-1». Позже – скоростные СПК «Чайка», «Метеор», «Буревестник» и другие. Суда на подводных крыльях Ростислава Алексеева – один из самых прорывных экспортных продуктов российско-советской промышленности.
Становление и развитие подводного флота в СССР
Одним из важнейших проектов завода «Красное Сормово» стала подводная лодка типа «Щука», которая получила название «Комсомолец». В 1934 году она была принята в состав ВМФ.
В 1979 году на Сормовской верфи была заложена большая дизель-электрическая подводная лодка третьего поколения проекта 877 «Варшавянка», самая малошумная субмарина в мире, имеющая славу подводного охотника.
Ещё одним масштабным воплощением стала атомная подводная лодка третьего поколения проекта 945 «Барракуда», заложенная в 1979 году.
В 1985 году она находилась на глубоководных испытаниях в Норвежском море. На протяжении 80-х и 90-х годов активно следила за подводными лодками стран НАТО.
Всего с 1930 по 2005 год на заводе «Красное Сормово» построено 275 подводных лодок (в том числе 26 атомных) .
Сегодняшний день нижегородского судостроения
В августе 2019 года впервые с советских времён введены в эксплуатацию новые суда на подводных крыльях «Валдай» ЦКБ им. Р. Алексеева.
Осенью прошлого года спущен на воду гражданский пассажирский лайнер «Мустай Карим» на 300 мест.
Светлана Абрамова, ведущий библиограф отдела обслуживания Центральной библиотеки.
Фото из архива пресс-службы правительства Нижегородской области, сайта деком.рф, rzd-expo.ru, ara-guba.ru