От рудокопов – к финно-угорским племенам и церкви
Когда директор школы, она же руководитель музея Наталья Петрова открыла дверь, то показалось, что стены раздвинулись (как обычно бывает в фантастическом фильме) и перед нами предстали… рудокопы, добывающие в этих местах руду – основное сырьё для металлургических заводов Баташевых…
Вся земля мотмосская изрыта дудками. Сюда приезжал известный нижегородский фотограф Максим Петрович Дмитриев, чтобы запечатлеть уникальный процесс добычи руды. Да и само поселение стоило того: здесь жили финно-угорские племена, мордва. Это люди с самобытной культурой, обычаями, традициями. Одни их обряды уже забыты, другие трансформировались и стали современными.
– Почему-то выксунские краеведы стороной обходили Мотмос, но мы «белые пятна» местной истории обнаружили, в архивах поработали, с документами познакомились, экспонатами пополнились, – рассказывает Наталья Владимировна. – Работа на рудниках была основным занятием местных жителей.
Вот эти фотографии принесли нам из своих семейных архивов жители села. Их хранили и берегли. Мотмосской рудник законсервировали в 1935 году, но о нём вспомнили во время Великой Отечественной. Работы возобновились, и только в 1946-м его закрыли окончательно. Он самый древний и самый богатый рудой.
90-е годы XIX века. На мотмосских рудниках
А церковь Покрова Пресвятой Богородицы? Стараниями и чаяниями священника Иверского монастыря отца Владимира (Орлова), который нашёл благотворителей, церковь построили в 1896 году, а при ней открыли церковно-приходскую школу, с которой и началось просвещение мотмосян.
Вот фотографии: клиросный хор церкви, выпуск учащихся церковно-приходской школы… Их тоже принесли жители села.
О чём рассказали архивы
– Мотмос числился то в Меленковском уезде Владимирской губернии, то в Досчатинской волости, а позднее Шиморской Нижегородской губернии, и поиски велись в разных архивах. Так, сведения о церковно-приходской школе нашли во Владимирском архиве, – комментирует руководитель музея. – За всё время существования школы директора её менялись часто, особенно до войны. А благодаря выксунскому архиву мы восстановили хронологию директоров с 1897 года, их более 18.
Первым был священник Дмитрий Троицкий. Во время гонений на священнослужителей его попросили уйти с поста, и его место заняла жена Софья Николаевна. Потом и её сняли с должности, и началась чехарда. Перед войной в 1937-1938 гг. школой руководил Алексей Григорьевич Сметанин. У нас есть о нём сведения. Во время войны был заместителем командира взвода. Погиб в 1943 году.
Замечательная была женщина и талантливый педагог Евдокия Ивановна Смирнова, сначала учитель, потом директор школы, награждена орденом Ленина; проработала до середины 60-х годов, трудовой стаж – 45 лет.
Павел Костаков директорствовал более 33 лет, Галина Чепак – 32 года.
Материалы о жителях Мотмоса, ушедших на фронт во время Великой Отечественной войны, собирала наш педагог Лидия Кузнецова. Сохранены все альбомы с именами и информацией о них, оформлены стенды.
Период 1914-1915 гг. Жители села Мотмос. К сожалению, фамилия семьи, изображённой на фото, неизвестна. Если вы узнали своих родственников, обратитесь в редакцию или в Мотмосскую школу
Секреты речек Буклей и Пуклей
Кроме речки Мотмоски есть ещё две, считавшиеся священными для мордвы – Буклей и Пуклей. В одной реке течёт белая вода, в другой чёрная, в одном месте они сливались, и вода эта по языческим поверьям обладала силой исцеления. Сюда ходили для омовения от болезней, приносили больных младенцев. В знак того, что больной выздоровел, на кустах развешивали бинты, рубашки, а позднее ленточки...
Прошли годы, и обычай приходить сюда трансформировался в православный. На Пасху здесь бывают бабушки, молятся Пресвятой Богородице, и по прежнему обычаю оставляют на кустах ленточки. О том говорят старые фотографии.
– Старожил Александр Павлович Привезёнов приезжал однажды сюда с нами и детьми и показал, как проходило омовение, – рассказала Наталья Владимировна. – Но после того как построили птицефабрику, речки обмелели, потому что повредили родник, который питал их. Не в наших силах речки вычистить, но мы убираем возле них мусор.
Из чего формировалась «Крестьянская изба»?
Из того, что приносили жители, и из того, что дарили энтузиасты и хранители старины из окрестных деревень.
Много экспонатов отдала директор Чупалейской школы Алла Сазонова: сарафаны и одежду мордвы, которые хранили в сундуках жители села. Здесь и подаренный Надеждой Князевой жук-рогач для обуви, пепельница и печная дверца – изделия Сноведского завода от жительницы Верхней Вереи Натальи Миловановой. Есть и фонарь рудокопа, с которым рабочий спускался в дудку.
Интересна история большого Баташевского самовара. Тот, кто когда-то был его хозяином, решил почистить и стёр с него все медали – вот ведь жалость какая! Но от этого самовар не утерял своей экзотичности. Дети с интересом разглядывают и павловские замки, и корчаги, и жаровые и цельнолитые утюги, которые поднять тяжело, а хозяйки гладили ими бельё!
Конфуз вышел, когда мальчишка увидел крюк для полоскания белья – «полоскалку» и воскликнул: «Клюшка хоккейная!».
Комната модистки и… фотографии торгового человека
Музей ценен тем, что в нём все экспонаты и экспозиции находятся на расстоянии вытянутой руки, некоторые можно потрогать и ощутить их вес.
Они ещё хранят прикосновения рук их обладателей. И возникает ощущение того, что вот этот парчовый платок только что сняла со своих плеч очаровательная посетительница комнаты модистки, а за этой швейной машинкой сидела портниха, и она сейчас вернётся и продолжит работу. В шкафчике за стеклом блестят чайные сервизы Гарднера и Кузнецова.
На стене комнаты семейные и одиночные портреты семьи Матюгина, местного торгового человека. Это отдельная история. Считалось (об этом писала Надежда Князева), что дом из красного кирпича, что стоит на повороте дороги при выезде из Мотмоса, принадлежал некоему Теплову, и что там находился тепловоднический родник. Но всё не так. В этом доме жил торговый человек Иван Павлович Матюгин.
Рассказывает директор музея Наталья Петрова:
– Мы выяснили, что в местечке Бочиха, под Мотмосом, были залежи красной глины, и Матюгин построил там маленький заводик по производству кирпича, который продавал в городе. Из него он построил себе этот дом. Никто из жителей села не мог себе позволить подобное. Матюгин имел помимо этого ещё бакалейную лавку, картофельно-тёртое производство. В нашей школе учился Кирилл Галактионов, который жил в этом доме вместе с тётушкой, потомком рода Матюгиных. Они подарили музею много вещей и фотографий. Краевед Игорь Пчемян исследовал родословную торговых людей и поделился с нами историей рода Матюгиных.
В этой же комнатке стоит редкая вещь – граммофон. Он находился в доме монахинь Иверского монастыря, которые после его закрытия переехали в Азовку. Монахини умерли. Новые хозяева пытались его починить, но детали растеряли. Передал его в музей Сергей Николаевич Ионкин. Сейчас он поистине украшение «комнаты модистки».
Уголок комнаты модистки
Швейная машинка «Зингер»
На войне как на войне
Экспозиция о Великой Отечественной – главная в музее, и она притягивает детей. Здесь есть гильзы, патроны, лимонки, пистолет-пулемёт Шпагина, противогаз, маленькая мина, винтовки Мосина, миномётный снаряд, военно-полевой телефон, посмертные медальоны… Предметы, найденные во время раскопок группы «Горящая земля». Одни подарили фронтовики, другие – музейщики из других городов, третьи принесли участники раскопок Николай Николаевич Шевяков, Игорь Анатольевич Дулин.
У каждой вещи своя история. Дети впервые видят военную форму и солдатский медальон, ради которых и ведёт раскопки «Горящая земля». Школьники впервые не в кино, а наяву могут посмотреть кобуру, планшет (не сегодняшний, электронный, а военный), узнать, почему походные котелки из алюминия, а сапёрная лопата такая маленькая… Ребята готовы подолгу разглядывать военные предметы и слушать рассказы о них. Когда дети приходят в музей, они сразу же идут к военной экспозиции. Здесь живая история.
Военно-полевой телефон
За этим столом…
Прошло всего каких-то 60 лет, а в экспозиции «Комната советского школьника» есть такие предметы, которые нынешним кажутся «не от мира сего», и они с удивлением рассматривают логарифмическую линейку, готовальню, прописи первоклассников, портфель, чернильницу-непроливайку и радиоприёмник… Ребята поражаются красивому почерку учеников и не знают, что такое промокашка… Письменный стол, за которым сидел за уроками школьник 50-60-х годов, вызывает уважение.
Комната школьника 1950-1970 гг. Сюда следует заглянуть тем, кто с ностальгией вспоминает советские времена
Для чего нужен музей
Этот вопрос отпадает, когда выходишь из музея Мотмосской школы. Музей – это учебник. По нему можно изучать историю страны и того места, где живёшь.
Музей – это рассказ о тех, кто когда-то жил здесь, и потомки могут сюда прийти и узнать о своих предках.
Музей – это дом, куда хочется приходить и слушать рассказы о тех, с кого надо брать пример.
Музей – это то место, где работает человек, увлечённый и преданный своему делу. Именно такой и руководит в Мотмосе и музеем, и школой.
Фото Полины Артамоновой