О гербе братьев Баташёвых

account_circle
visibility
И о геральдике вообще Есть такая наука – геральдика. Довольно древняя. Интерес к ней угас в советские времена, не до гербов было людям, созидающим новое общество. Сегодня, когда историческое прошлое...

И о геральдике вообще
Есть такая наука – геральдика. Довольно древняя. Интерес к ней угас в советские времена, не до гербов было людям, созидающим новое общество. Сегодня, когда историческое прошлое вновь волнует нас, естественно, возникло и внимание к гербам. О геральдике вообще и гербе братьев Баташёвых рассказывает краевед Надежда Князева.

– Известно, что в 1783 г. при разделе богатств между братьями Иваном и Андреем Баташёвыми было восстановлено якобы утраченное их предками дворянство. При этом был утверждён и герб дворян Баташёвых.
   Рисунок герба и первые сведения о нём в Выксу передали наши земляки, жившие в Москве, Н.П. Соколов и В.П. Порхачёв ещё в 50-х гг. прошлого века. Но рисунок впервые был опубликован в 1998 г. в книге Н.М. Арсентьева «Замосковский горный округ», выпущенной в Саранске. «На голубом поле щита скачущий вправо серебристый единорог. Щит увенчан дворянским шлемом с короною, из которой выходит до половины видимый второй единорог. Налёт на щите голубой, подложенный серебром».
   Подробнее дать описание герба братьев Баташёвых пока затруднительно, так как в нашем краеведении нет копии текста о нём с гербовника… Но кое-что пояснить можно и нужно, тем более что в Выксе «бродят» нелепые объяснения его символики. Согласитесь, многие явления, события имеют историческую подоплёку, в данном случае весьма глубокую. Надо вспомнить наших далёких предков – язычников, которые обожествляли природу. У каждого племени были свои священные животные, деревья и целые рощи. Как символы защиты, помощи (тотемы, обереги) язычники вывешивали в жилищах, прикрепляли к одежде, вырезали на оружии и орудиях труда их рисунки, изображения. При крещении Руси в 988 году символом христианской веры был и есть крест, который язычники продолжали считать символом добывания огня с помощью двух перекрещивающихся палочек. Христиане вынуждены были считаться с живучестью веры и символов язычников, приспосабливать их символы к новой вере, вкладывать в них христианский смысл.
   Но в XI-XII веках и позже в Древней Руси даже князья и другие особо знатные люди на конской сбруе, оружии, знамёнах, на печатях, скрепляющих письменные акты и договора, имели символы-обереги в виде животных, птиц, ветвей деревьев – ивы, берёзы, дуба, позже лавра. Кроме смелого орла, загадочного филина, зоркого и красивого павлина, сильного льва, коварного барса, хитрой лисы, злого волка использовали изображения и фантастических животных: змия, дракона, единорога и других. Фантастическим животным приписывались и фантастические качества. Например, единорог запросто побеждал льва.
   Все народы мира использовали и используют богатейшую символику. Даже евангелисты не обошлись без символов – у Луки – лев, у Иоанна – единорог.
Возникновение гербов, как особо значимых символов, историки относят к временам рыцарства в Западной Европе.
   На публичных рыцарских поединках, кроме судьи, важной персоной был ещё и герольд. Герольд отвечал за символы-гербы каждого рыцаря. Рыцари были «закованы» в латы и чтобы их отличать, герольд использовал гербы с древками (у каждого свой). Слово «герб» польское, немецкого происхождения («ерде» – наследство). Герольд, оглашая подход очередного рыцаря к барьеру, трубил в рог. Слово «герольд» означает «трубящий в рог». С течением времени отдельные роды, чтоб обособиться, выделиться в данном княжестве, стали обзаводиться гербами. Затем мода на гербы перешла и на княжества, королевства и государства. Появились книги с описанием гербов – гербовники, складывалась наука о гербах – геральдика. Развиваясь, геральдика сохраняла некоторые традиции, особенно в графике и цветовых решениях. Например, золотой и жёлтый цвета общепризнанны как символы богатства, могущества, справедливости, милосердия, зелёный цвет – изобилия, возрождения, мечты и надежды на радость. Красный и его оттенки – символ любви, а белый и серебристый – чистоты помыслов, непорочности, честности, нежности. Синий цвет обозначает стихию и просторы воздуха, воды, всё небесное, высокое, божественное, недосягаемое.
   Государственный герб страны или города является произведением художника и учёного историка, через символы он несёт самую яркую информацию о предмете…Герб с двуглавым орлом в символике России появился до Ивана Грозного. Грозный царь в походах на Казань в 1552 г. имел и пушки с устрашающими символами и названиями: «Волк», «Лисица», «Единорог» и др. У него на государственной большой печати размещался двуглавый орёл, а на груди орла – единорог! У Фёдора Иоанновича место единорога занял православный крест, а у Бориса Годунова – снова единорог.
   Во времена Петра I известным герольдом по государственной символике был итальянец Санти. Автор герба г. Оренбурга – знаменитый историк и государственный деятель В.Н. Татищев. Во второй половине XVIII века для развития российской геральдики много сделали выпускник Московского университета Ададуров и историк М.М. Щербатов. Через символику герба дворянского рода передавались знатность, достоинство и всяческие добродетели членов этого рода. Кто был автором герба братьев Баташёвых, нам пока неизвестно, но… Кто бы сомневался, что на их гербе не соединились бы символы силы, движения, мощи, целеустремлённости (на гербе аж два единорога), а также надёжности, крепости, упорства и благородства (дубовые ветки) с чистотой помыслов, честностью, непорочностью (фон герба голубой, подложенный серебром)…
    Изучение геральдики очень интересно и полезно каждому. При этом не только прибавляется информации, знаний, но и укрепляется историчность мышления, развивается его логика. А символику гербов Н. Новгорода, Выксы и других городов области вы, уважаемый читатель, знаете?