О памятниках и памяти

visibility
Не стать бы Иванами, родства не помнящими...Что такое памятник? Это сооружение (в камне, гипсе, бронзе, мраморе), созданное для того, чтобы то, во имя чего оно сделано, не забывалось. Есть памятники...

Не стать бы Иванами, родства не помнящими...

Что такое памятник? Это сооружение (в камне, гипсе, бронзе, мраморе), созданное для того, чтобы то, во имя чего оно сделано, не забывалось. Есть памятники культуры, архитектуры. Есть памятники людям, оставившим такой след в истории (страны, города, деревни), что тропа к ним не должна зарастать травой забвения. Имеется в виду тропа и материальная, и символическая.

Сегодня вместе с краеведом и человеком неравнодушным Александром Фединым мы совершаем небольшую экскурсию по местам, где памятники ещё сохранились.

Итак, идём по городу. Александр Сергеевич:
– Я хочу сказать, прежде всего, вот о чём. Памятники нужны. Они развеивают тьму невежества и безмолвно говорят ныне живущим о том, чтобы те не уподоблялись «Иванам, родства не помнящим»
.
– А о чём могут рассказать памятники?
Вот есть у нас отличный памятник В.И. Ленину, вождю мирового пролетариата. В сквере филиала Технического университета. Кстати, был в отличном состоянии. Пойдёмте, посмотрим?

– Да, он в хорошем состоянии, несмотря на то, что мы живём во время идеологического раскола общества. Этот памятник выполнен (жаль, мы уже не знаем имя скульптора) профессионально. И вождь здесь, действительно, «человечный человек», сидит задумавшись. Нет у него ни позы, ни поднятой руки, ни кепки. Просто сидит. Он вызывает доверие и симпатию.

– А вы знаете, что у другого памятника В.И. Ленину – в сквере у ДК металлургов – фотографируются молодожёны? Значит, и традиции соблюдают, и знают, кто стоит на пьедестале.

– Конечно, знают. Там же есть табличка с текстом, и что отлит памятник на нашем заводе самоучками-рабочими. Только вот состояние его не самое хорошее. Требует некоторой реставрации.

Но с вождём всё более-менее благополучно. А как прикажете расценивать вопиющий факт, когда в 90-х годах во дворе престижного для нашего города учебного заведения, металлургического техникума, славившегося своими традициями, был вдребезги (!) разбит памятник земляку Герою Советского Союза (!) Сергею Корнилову. Он, молодой воин, защищал Родину от фашизма, не пощадил во имя неё своей жизни! И вдруг в 90-х, когда со Дня Победы прошло полвека, у «недорослей» поднялась рука на памятник Герою! Неужели они против нашей победы? Неужели не знали, кто был перед ними? Или для них это просто мелкое хулиганство?

– Александр Сергеевич, а может быть, они и впрямь не знали, кто это?
– А как тогда понимать расстрел вывески «Выксунский райком КПРФ» на здании статуправления, где тогда размещался райком? Это было в 2008 году. А чем неугодна витрина, в которой выставлена газета «Правда»? Тоже расстреливали не раз. Пока лишь из пневматического оружия. Кто-то скажет, что, мол, мелкое хулиганство. Я же считаю, это логические случайности. Человек, лишённый веры в идеалы, способен не только на то, чтоб разрушить памятник и расстрелять витрину.

Из эпохи безвременья и от родителей подростки успели усвоить вседозволенность. Не они ли сегодня «хулиганят» по памятникам? И не только по ним. Бьют светильники на улицах, устраивают набеги на захоронения на кладбищах, оскверняя надгробия, хамят в ответ на замечания. Прошлое им «не в разум».

– Но мы, взрослые, тоже виноваты в том, что подростки так себя ведут. Значит, упустили, недоглядели, недоучили. Винить надо и себя тоже. Вандалами-то не рождаются, ими становятся в силу тех или иных обстоятельств.
– Но проблема всех культурных сооружений не только в недорослях. Они были всегда, просто в иные времена не решались на подобное. В городе был совет по охране памятников, и каждый состоял на учёте. Существовал и фотоальбом. Только сейчас никто не знает, где он. Пожалуйста, пример. Видя, как разрушается бюст Сергею Козыреву у здания школы № 3, захожу однажды в нужный отдел администрации района. Чиновница, даже не вникнув в суть, берёт трубку и спрашивает кого-то: «Скажите, куда направить человека по поводу реставрации памятника…» Я подумал: надо же! Вместо того чтобы решать проблему, человека направляют с подсказки кого-то куда-то, т. е. по кругу. Расхотелось мне этим заниматься. Понял, что управлению культуры это занятие как-то не с руки.

– Мы обошли с вами сегодня восемь мест. И что поняли?
– Что памятники распределяются по территориям. Если он на заводе – тот и заботится. На территории города – пусть у города и болит о нём голова, у школы – печётся педагогический коллектив. Удобно. Потому в управлении культуры и не знают, «куда человека направить».

Комментарий главы администрации городского округа Игоря Раева:
– Спасибо, что вы поднимаете эту важную проблему. Мы её тоже видим. Сейчас идёт процесс формирования службы культуры, её сотрудники займутся и учётом всех памятников на территории округа. Предлагаю месяца через полтора-два, когда будет проделана определённая работа, вернуться к этой теме и обсудить её на страницах «ВР» более детально.

О памятниках и памяти
Здесь была скульптурная группа школьников, символизирующая счастливое детство

О памятниках и памяти
Герой Корнилов перед фашистами не сгибался. А на родной земле погиб ещё раз
О памятниках и памяти
Здесь раньше был бюст Ленину. В 90-е годы заменили на мемориальную доску
О памятниках и памяти
Памятник семи расстрелянным коммунарам был установлен в конце 20-х годов. Сегодня эта скульптурная группа обезоружена хулиганами. Видимо, из-за боязни, что вдруг оживут и начнут палить по врагам народа
О памятниках и памяти
Бюст Сергею Козыреву. Педагоги как смогли замазали трещины, но это не реставрация
О памятниках и памяти
Памятная стела жителям 52 квартала, погибшим в Великую Отечественную. В хорошем состоянии.
О памятниках и памяти
Этому Ильичу повезло – его охраняют достойно
О памятниках и памяти
Памятник вождю пролетариата требует реставрации
 

Елена Липатова. Фото Ольги Симоновой