«ВР» 4 июля писал, что граффити пострадало во время утепления фасада.
Мы сразу направили запрос в адрес управляющей компании, Фонд «ОМК Участие» и администрации округа. ООО «Иверское» объяснило, чем была вызвана необходимость данного вида работ:
«При принятии решения о размещении граффити «Сказка о потерянном времени» на фасаде дома, расположенного по адресу: ул. Лизы Чайкиной, д. 16, согласований с собственниками дома не было На протяжении 2019-2020 годов в адрес управляющей компании поступали многочисленные заявки от жителей о промерзании стен в квартирах, расположенный в торце дома. В начале 2020 года было проведено общее собрание собственников МКД, на котором принято решение об утеплении данной торцевой стены».
Сейчас граффити скрыто под слоем теплоизоляции. Как сегодня сообщила администрация округа, рассматривается вопрос о воссоздании работы Паши 183, а Ирина Седых, руководитель фонда «ОМК-Участие» обратилась к выксунцам к просьбой сообщать о работах, планируемых на фасадах, где размещён стрит-арт.
«За время проведения фестиваля Арт-Овраг в округе появилось около 100 граффити и объектов современного искусства. В случаях, если собственники решили улучшить свои условия проживания, утеплив фасад, на котором есть граффити, их решение будет приоритетным. Выкса благодаря фестивалю «Арт-Овраг» стала столицей стрит-арта, и мы должны сохранить память об авторе «Сказки о потерянном времени» и той значимости, которую он придал Выксе, разместив у нас одно из своих творений», – прокомментировал глава местного самоуправления округа Владимир Кочетков.
Так отзывается о произошедшем сооснователь творческого объединения АРТМОССФЕРА Сабина Чагина: «Сказка о потерянном времени» – одна из самых значимых работ, которую Паша создал за свою недолгую жизнь. Это его первый мурал и, пожалуй, единственный. Я считаю, что работа по возможности должна быть восстановлена. Ведь Выксу во многом знают, туда приезжают благодаря, в том числе, уникальным объектам современного искусства этого города».
К жителям обращается создатель фестиваля «Арт-Овраг», руководитель фонда «ОМК-Участие» Ирина Седых:
– За последнее десятилетие Выкса стала другим городом – более комфортным, благоустроенным и осмысленным. Сегодня у выксунцев есть культурная жизнь, которой позавидуют и в областных центрах, работают выставки в обновленном музее и арт-резиденции, проходят культурные мероприятия в арт-пространствах. Появились и новые места для досуга, спорткомплекс, скейт-парк, обновлен центральный парк и набережная, начинается строительство индустриального парка. Выкса – в десятке лучших моногородов страны, резко снизилось число правонарушений среди подростков. Имя города не только как металлургического, но и культурного центра известно сейчас всей стране. Выкса получила своё второе рождение во многом с появлением фестиваля, благодаря сотрудничеству горожан, ОМК, Фонда «ОМК-Участие». Это касается и грантов, которые удалось привлечь в город, и многочисленных туристов, и большого количества культурных событий.
Культурное наследие фестиваля принадлежит всем: жителям и гостям Выксы, провинциальным и столичным любителям современного искусства, оно стало лицом города и частью современной культуры России. Оно работает на благополучие и комфорт горожан. Мы уже теряли арт-объекты раньше, поэтому в прошлом году написали письмо в администрацию города с просьбой своевременно предупреждать фонд, если будут намечаться ремонтные работы, в том числе на фасадах домов. Мы бы придумали, как, не нарушив ремонтных планов, сохранить арт-объекты. Но, к сожалению, история повторилась. Одна из визитных карточек города, одна из лучших стрит-арт работ художника-легенды утрачена.
Мы хорошо знаем и понимаем проблемы горожан, в квартирах должно быть тепло и уютно, дети должны расти в здоровом климате, да и дом давно требует ремонта. Поэтому речь не о том, стоило утеплять стену или нет. Конечно стоило. Мы задаёмся другими вопросами: почему нужно выбирать, что важнее – сохранить произведение уличного искусства или решить проблемы благоустройства? Зачем было действовать необдуманно и поспешно?
К сожалению, художника, который сделал настенную роспись «Сказка о потерянном времени» в 2012 году, уже нет в живых. Теперь нет и его работы. Идя навстречу пожеланиям многих горожан, мы вместе со специалистами в области современной культуры ищем варианты как сохранить для выксунцев память об этой росписи. Оригинальный рисунок воссоздать уже нельзя, возможно, будут найдены другие решения.
Мы очень просим всех, давайте беречь, хранить и сообща приумножать культурное достояние Выксы. Мы готовы находить компромиссные решения, которые устроят и жителей города, и помогут сохранить уникальные арт-объекты. Мы всегда на связи в социальных сетях и на сайте Фонда. Сообщайте нам, пожалуйста, о планах по любым ремонтным работам, которые могут затронуть объекты уличного искусства. И мы вместе решим, как сделать ремонт и при этом сохранить арт-объекты.
Справка: «Сказка о потерянном времени» создана в 2012 году на фасаде дома №16 на улице Лизы Чайкиной. Словно пытаясь остановить бег времени, ребёнок тянет на себя гирьки настенных часов, а из окошка над циферблатом вместо кукушки выскакивает камера наружного наблюдения. Это вторая работа Паши 183 в округе. Настоящее имя автора – Павел Пухов (1983-2013 гг.). Российский художник, работавший в области граффити, уличной инсталляции, живописи. К теме тотального контроля Пухов обращался во многих своих работах, что сближало его с английским андеграундным художником стрит-арта Бэнкси. Бэнкси вскоре после смерти Павла посвятил его памяти работу «P183 R.I.P.». Также в память о Павле группой художников была оформлена мемориальная стена на «Винзаводе» в Москве.
Фото с сайтов archi.ru, region.metronews.ru