О воспитании музыкой

account_circle
visibility
или Почему стоит отдать ребёнка заниматься в музыкальную школу

В повседневной жизни любой человек часто сталкивается с таким проявлением эмоций, чувств и настроений, как музыка. Она сопровождает нас в пути, мы слышим её на мероприятиях, да и мы сами выражаем свои чувства через неё.

Но редко догадываемся о колоссальных возможностях музыки, предполагая, что она передаёт только наши чувства и настроения. На самом же деле о влиянии музыки на человека учёные начали задумываться давно, и до сегодняшнего времени ещё не все сферы её влияния изучены в полной мере. Теоретический анализ исторических фактов и достижений науки в исследовании музыки поможет раскрытию особенностей её влияния на формирование духовно-нравственных качеств человека.

Актуальность темы объясняется также необходимостью осмыслить новые тенденции в сфере воспитания будущего поколения. Одной из наиболее существенных проблем современности в отечественной и зарубежной культуре является постепенный упадок моральных устоев и нравственности. Причинами такого положения стали кардинальные процессы, происходящие в жизни россиян с конца 80-х годов XX века, которые повлекли изменение человеческих ценностей. В это время к нам проникают разные направления современной тяжёлой музыки, идеология которых пропагандирует потребительский стиль жизни, что отрицательно влияет на неокрепшую детскую психику. Также одной из причин можно назвать и пренебрежение собственными культурными традициями. Ведь культура наших предков – это результат интеллектуального и духовного развития, и отступление от неё может привести к негативным результатам.

Люди с давних времён считали музыку божественным даром. Они понимали её как единство со всем существующим в природе. Пифагор говорил, что этот мир основан посредством музыки и может управляться ею. Все древнейшие учения цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и опыт, накопленный тысячелетиями, доказывая существование воздействия музыки на животных, растения и человека.

В древности выделяли три направления влияния музыки на человеческий организм:

Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль, и поэтому мудрецы древности почитали единую силу Души, Мелодии и Песни. Тайной гармоничных звучаний владел легендарный Орфей. Его музыка благотворно влияла на всё живое вокруг. В преданиях говорится, что даже деревья склонялись к земле, чтобы лучше слышать его музыку.

Тайну гармонических звучаний знали и древние египтяне. Большинство из них культивировало музыкальные искусства и хорошо понимало их влияние на человеческий дух. В старейших скульптурах и в резных работах мы находим сцены, где музыканты играют на различных инструментах. Музыка применялась в отделениях исцелений при храмах для лечения нервных расстройств. Пифагор учился музыке в Египте и сделал музыку предметом науки в Италии. Получив знания о теории музыки, он основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева.

Платон, великий философ древности и последователь учения Пифагора, считал музыку главным средством воспитания гармоничной личности. Он очень серьёзно относился и к подбору мелодий для прослушивания населением. Ещё один знаменитый учёный древности – Аристотель – тоже утверждал, что с помощью музыки можно определённым образом влиять на формирование человека и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души.

Сравнивая музыкальную сферу искусства с другими его отраслями, можно сказать, что это одна из самых вдохновенных его форм. Своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звуковых сочетаний и колоритов музыка передаёт бесконечную гамму чувств и настроений. Её сила заключается в том, что, минуя разум, она проникает прямо в душу, в подсознание и создаёт настроение человека. Соответственно своему содержанию, музыка может вызывать в человеке самые разные чувства, побуждения и желания. Например, патриотические песни воспитывают любовь к Родине, песни о матери – любовь к ней. Музыка может расслаблять, успокаивать, бодрить, раздражать и т.д. Из этого следует, что музыка не только развивает эмоции, но и улучшает личностные качества. Очень много примеров духовности и нравственности можно встретить в народной и классической музыке. И посредством музыки этот опыт передаётся от поколения к поколению.

Играть на инструменте или петь – это следовать традиции. Музыке учили не только аристократов, у простого народа тоже была своя школа. Музицирование – это полёт фантазии, собственное творчество человека, его самовыражение. А кто из детей не любит фантазировать? Кроме того, музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале. Но, в отличие от героев спорта, играя на музыкальном инструменте, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку. Можно сделать вывод, что музыка – это воспитание характера.

Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, голос и жесты, манеру чувствовать.

Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но чтобы в ней пре-успеть, надо быть мужественным. Дети, которые занимались музыкой, чувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы помочь своим престарелым родителям.

Занятия музыкой приучают «включаться по команде». В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен.

Занимаясь музыкой на уроках, дети знакомятся с лучшими образцами народной, классической и современной музыки, что ведёт к формированию музыкальной культуры – неотъ-емлемой части духовной культуры. На занятиях воспитывается устойчивый интерес к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира, музыкальный вкус, потребность в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и самообразовании, слушательская и исполнительская культура.

В заключение хочется сказать, что музыка, являясь сильнейшим средством воздействия на человека, формирует его как личность, и умелое её использование приведёт к развитию духовно-нравственного и интеллектуального общества. Поэтому музыка уже в силу своей внутренней природы должна быть составной частью любого воспитания.

 

Ксения Леухина. Фото Ольги Поповой

 

blog comments powered by Disqus