Об Алексее Горностаеве замолвим слово

account_circle
visibility
Желая восполнить досадный пробел в нашем общем краеведческом образовании, уже известный вам краевед Владимир Королёв написал эту статью, проиллюстрировав её фотоматериалами. Спасибо ему за труд.

Акварелист, иллюстратор, архитектор, профессор – таков наш земляк.


В оде «На день восшествия на всероссийский престол её Величества Государыни Елисаветы Петровны» в 1747 году Михаил Васильевич Ломоносов написал: 

«…Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать». 

Наша выксунская земля исключением не является. И если не ограничивать собственный патриотизм заводским забором, то оказывается, что Баташевский дом, с чуждым ему наростом в виде восточного флигеля, оказывается не единственным объектом, о котором можно писать очерки и книги.

городские-ворота.jpg

  • 1826-1829 гг. городские ворота в Ораниенбауме (г. Ломоносов)


Из рода мастеровых

выксунским родом Горностаевых, давших России четырёх академиков архитектуры, следует не только гордиться, но и, как минимум, посвятить ему значимую часть экспозиции местного краеведческого музея (если бы он был!). Жаль, что скупая территория газетных станиц не позволяет написать обо всех сразу. Посему позвольте напомнить о самом младшем и самом известном, Алексее Максимовиче Горностаеве. 

детский-домик.jpg

  • 1830 г. Детский домик в Александровском парке Царского села. Этот небольшой павильон голубого цвета располагается на островке в центре Детского пруда, созданного в 1817 году архитектором А. Менеласом. Домик был построен для игр детей императора Николая I. На остров попадали на небольшом пароме, а позже на вёсельной лодке. В домике была гостиная и четыре небольшие комнаты. Рядом с ним находилась небольшая деревянная кухня. Перед домиком был установлен мраморный бюст воспитателя Александра Николаевича К.К. Мердера, а справа от домика – мраморный бюст поэта В.А. Жуковского, который тоже участвовал в воспитании наследника русского престола. Во второй половине XIX века на острове были захоронены несколько любимых императорских собачек, места захоронений отмечались небольшими надгробиями. До Великой Отечественной войны в домике сохранялась детская мебель: в комнате великого князя Александ-ра Николаевича обтянутая кожей, а в комнатах его сестёр Марии, Ольги и Александры – кретоном. В настоящее время домик находится на консервации.


Родился в семье Максима Горностаева,  управляющего Выксунскими заводами, 18 февраля 1808 года. Через несколько месяцев после его рождения отец скончался, и заботы по содержанию семьи легли на плечи старшего брата Ивана. Алексей, щедро одарённый природой, хорошо рисовал. В 1821 году управление заводами перешло Дмитрию Шепелеву, зятю Ивана Баташева. В этом же году в Выксу по его просьбе приехал журналист, историк, писатель Павел Свиньин. В результате его сотрудничества со старшим Горностаевым в 1823 году в свет вышла книга о выксунских заводах. Но это другая история, для нас же интересно то, что на глаза Свиньину попались рисунки Алексея Горностаева. Оценив его талант, Свиньин предложил Дмитрию Шепелеву поспособствовать мальчику в получении художественного образования. Так в 1822 году 14-летний  Алексей Горностаев оказался в учениках у Доменико Жилярди, давнего друга семьи Баташевых-Шепелевых, швейцарского архитектора, работавшего в Москве. Именно Дементий Иванович, так на русский манер звали Жилярди, дал путёвку в жизнь будущему академику архитектуры Алексею Горностаеву. 

Доходный-дом.jpg

  • 1842 г. Доходный дом. Санкт-Петербург, переулок Пирогова, д. №2, правая часть. Надстройка


Уроки архитектора Жилярди 

В 1823 году по протекции Жилярди Алексей устроился на службу копиистом. В 1826 году переехал в Санкт-Петербург и работал у архитектора Василия Петровича Стасова в Царском селе. В следующем году он оставил службу и по предложению Павла Свиньи-на, как опытный рисовальщик, отправился в путешествие по России. В 1827 году он посетил Ригу, Митавль, Ревель, в 1828 году отправился в Карелию. Итогом поездки стала книга Павла Петровича Свиньина «Картины России» с гравюрами по рисункам Алексея Горностаева. С 1826-го по 1828 год Алексей работал ещё и как художник-прикладник. Рисовал рекламу, иллюстрировал художественные издания. В 1828 году возвратился в Москву, к первому наставнику Доменико Жилярди. Год осваивал азы архитектуры под его началом, а в 1829-м поступил на службу помощником архитектора в Царскосельском дворцовом правлении под руководством Александра Брюллова. В 1831 году вместе с братом Василием Максимовичем принимал участие в строительстве Михайловского театра. Александр Павлович остался ими очень доволен. Особенно отмечал он художественный талант Алексея.

1843.jpg

  • 1843-1844, 1852-1855 гг. Производственные здания и лаборатория завода военно-врачебных заготовлений. Санкт-Петербург, Аптекарский проспект, д. №9-11, Инструментальная улица, д. №3, д. №3б (перестроены)


Талант видит талант

Брюллов добился  для юного Горностаева заказа на иллюстрирование альбома Башуцкого «Виды Петербурга». Получив за выполненный заказ немалые деньги, Алексей Горностаев в 1834 году, после того как был аттестован академией художеств, для завершения художественного образования уехал  на четыре года в Европу. Александр Брюллов снабдил его рекомендательным письмом к брату, живописцу Карлу Брюллову, жившему в Италии. Между великим живописцем и будущим академиком архитектуры сложились добрые отношения. И в результате в Болонье на свет появился портрет Алексея Максимовича  Горностаева кисти Карла Брюллова (фото вверху). В 1838 году возвратился на родину. За выполненные в поездке работы, в том числе акварельные виды интерьеров церквей в Риме и проект реставрации храма Юпитера в Помпеях, Российская академия художеств присудила ему звание академика архитектуры. В 1838-1839 годах Горностаев совместно с Александром Павловичем Брюлловым работал в строительной комиссии по восстановлению пострадавшего в пожаре 17 декабря 1837 года Зимнего дворца. 

1848.jpg

  • 1848-1850 гг. Набережная Фонтанки, д. №118. здание Римско-католической коллегии – перестройка дома Державина (надстроены и расширены)


Архитектор капитула российских орденов и профессор

С 1843-го по 1862 год Алексей Максимович – архитектор Министерства внутренних дел, с 1845-го по 1847-й – архитектор капитула российских орденов. С 1849 года и до самой смерти профессор Горностаев преподавал в академии художеств начертательную геометрию, перспективу и теорию теней. Он воспитал ряд известных архитекторов, работавших в псевдорусском стиле: Ивана Ропета, Ивана Горностаева, Виктора Гартмана, Ивана Богомолова, Фёдора Харламова. 

1859-УСПЕНСКИЙ-собор.jpg

  • 1859 г. Успенский собор, Хельсинки (построен после смерти автора в 1868 году)


Уже став академиком, Алексей Максимович женился на Кларе Львовне Женари. Восемь детей появилось на свет в результате этого брака. Четыре сына и четыре дочери. Младшие дочери Рахиль и Зоя дожили до 1941 и 1936 годов, что говорит о большой вероятности найти наследников великого земляка среди наших современников. 

Умер Алексей Максимович в 1862 году. Похоронен в Свято-Троицкой Приморской пустыни, в мужском монастыре, расположенном на территории посёлка Стрельна, ныне в черте города Санкт-Петербурга. 

Особняк-Шишмаревой.jpg

  • 1840-1841 гг. Особняк А.Ф. Шишмаревой. Санкт-Петербург, Невский проспект, д.№3. Трёхэтажный дом построен в 1779 г. для коллежского асессора И.З. Шпаковского в стиле раннего классицизма. Шпаковский был директором Заёмного банка. В начале XIX в. дом как единое владение с домом №5 принадлежал купцу Л. Веберу. В 1840-1841 гг. перестроен для штабс-капитана А.Ф. Шишмарева – арх. А.М. Горностаев. Совместно с Горностаевым дом перестраивал А.П. Брюллов. Добавлен четвёртый этаж, построены дворовые флигели, добавлен правый ризалит. Общее построение фасада сохранено. Постклассицизм. В отделке интерьеров преобладает стиль эклектика – готическая парадная лестница, большой зал. В 1883 г. открылось одно из первых почтовых отделений. С 1955 г. здесь размещается редакция журнала «Нева»


Что имеем, сохраним

Конечно, я уже слышу знакомые голоса, бубнящие под нос, что всё это известно и можно найти в Википедии. Ну да, ну да... и на статье в Вики у вас стоит закладка, и вы уже рассказали об этом детям и внукам. И, приезжая на экскурсию в Суздаль, вы ведёте их к усыпальнице князя Пожарского, рассказывая, что построена эта красота по проекту нашего земляка. А в Питере выксунскими предпринимателями от туризма проложен маршрут по местам его творений. И вы ездите на Валаам и вспоминаете, что и здесь был А.М. Горностаев, и в Финляндии. Если так, то, действительно, мы с Википедией и другими открытыми источниками потратили ваше время зря. Извините. 

1856-Подворье.jpg

  • 1856-1857 гг. Подворье Троице-Сергиевской лавры. Набережная Фонтанки, д. №44. (Перестроено. Отделка фасада воссоздана в 1995 г.). Большой проспект Васильевского острова, д. №21. 6-я линия, д. №11


От редакции: Всем нам, его землякам, надо запомнить имя Алексея Максимовича Горностаева. Это действительно наша гордость. Это тот, о ком надо писать книги и исследования, о ком в первую очередь рассказывать детям и гостям города и кому посвящать лучшие экспозиции в краеведческом музее. Да-да, в музее! И можно даже что-то потеснить ради того, чтобы знать, кто составляет славу Выксы… Да будет так, а иначе зачем мы на свете живём?


1850-Оранжереи.jpg

  • 1850 г. Оранжереи В.Ф. Громова в Лопухинском саду. Cанкт-Петербург, улица Академика Павлова, д. №13.  (Дачу строил Винтергальтер. Горностаев построил лишь несколько оранжерей)

мастерские-дворцового-правл.jpg

  • 1827-1830 гг. Мастерские Дворцового правления в Царском Селе (ул. Малая, 14) 

1854-перестройка-храма.jpg

  • 1854-1861 гг. Перестройка храма преподобного Сергия в Сергиевской Приморской пустыни. Санкт-Петербург

Усадьба-Орловых.jpg

  • 1839-1841 гг. Усадьба Орловых-Денисовых. Отделка. Деревня Коломяги, Главная улица, д. №32, Приморский р-он Санкт-Петербурга

1846.jpg

  • 1846-1847 гг. Здание Капитула российских орденов. Санкт-Петербург, Гагаринская улица, д. №6, правая часть (перестроено)

1859-церковь-Иоанна.jpg

  • 1859 г. церковь Иоанна Златоуста в Старой Ладоге

Усыпальница.jpg

  • Усыпальница князя Пожарского в Суздале (построена после смерти автора)

На фото: архитектурные творения Алексея Горностаева (из открытых интернет-источников)