Профессия фотографа по своим функциям и особым свойствам сродни ремеслу художника: оба изображают на двухмерной плоскости (картина или фотография) наш настоящий трёхмерный мир и ищут наилучшие способы и приёмы передачи информации зрителю.
Искусство фотографии в том и заключается, что с помощью определённых знаний и технических средств человек с камерой может передать содержание композиции на своём снимке в художественной форме.
Однако вышеприведённое определение не совсем корректно, если говорить о документальном фото, поскольку в этом случае к самой композиции больших требований не предъявляется. Иными словами – что увидел, то и снял. Новичок, недавно взявший в руки камеру, вряд ли представляет, насколько важно научиться снимать достоверно и объективно. От того, насколько фотограф понимает всю суть съёмочного процесса, зависит очень многое. Вспомните картинку из жизни (подобные мы не раз видели в новостях по ТВ и в печатных СМИ): возбуждённая толпа идёт с лозунгами по улице, и в какой-то момент начинаются массовые столкновения этих демонстрантов с полицейскими. Так вот, телевизионный сюжет по сравнению с фотографиями с места события будет иметь явное преимущество, поскольку, кроме постоянно меняющейся картинки, голос за кадром может подсказать, что происходит и кто прав. Фотография звук передать не может, а потому запомните, что от точки съёмки зависит правильность восприятия при просмотре снимка зрителем. Скажем, если фотограф сделал кадр за спинами полицейских в тот момент, когда на них бежит разгорячённая толпа, то у зрителя может сложиться ощущение, что демонстранты сознательно провоцируют стражей порядка, а этот факт волей-неволей вызовет сочувствие к тем, кто охраняет порядок. И наоборот – если сделать фото из толпы, когда полицейские стройными рядами преграждают людям путь, то большинство зрителей при просмотре снимка посочувствуют демонстрантам и обругают тех, кто чинит им препятствия.
Правильное отображение масштаба тоже играет свою роль. Одно дело – художественный эффект: снятая вблизи игрушечная машинка на фоне настоящего грузовика будет казаться не такой уж и маленькой. Но сейчас мы говорим о документальности фотоизображения и о том, как всякие мелочи могут влиять на итоговую оценку при просмотре фото, а потому пример будет следующим. Представьте обычный пейзажный снимок, на котором зелёным ковром изображена равнина и в центре кадра – большой раскидистый дуб. Зритель видит, что дерево большое, но насколько оно высокое? 15, 20, 25 метров? Остаётся только догадываться, если сам фотограф не даст подсказку в виде любого предмета на этом снимке, размер которого легко угадать. Допустим, в кадре под деревом присутствует взрослый человек. И сразу всё встаёт на свои места. Теперь зритель моментально оценивает рост человека и соотносит его с высотой дуба. Мысленно представив, что высота дерева примерно 10 человеческих фигурок, можно предположить, что дуб возвышается на 18-20 метров. Весь этот процесс распознавания масштабов происходит настолько быстро (и, надо заметить, у каждого человека за день великое множество раз!), что мы обычно не обращаем на это никакого внимания, но хороший фотограф должен знать об этих тонкостях и учитывать этот факт.
Отечественный исследователь фотографии Александр Лапин описывал документальную фотографию следующим образом: «…С правдивостью сложнее, её можно ощутить, но трудно описать. Правдивость легко разрушить, самое главное для неё – это естественность поведения персонажей перед камерой. Или они позируют, играют самих себя, или как будто не видят фотографа. В умении добиться этого «как будто» и заключается талант фотографа-документалиста. Фотография становится документом, который можно изучать и находить всё новую и новую информацию. Фотография – это непререкаемое свидетельство того, что происходило на самом деле».
Документальность – важнейшее качество фотографии. Запечатлеть картинку из жизни просто, тут особого ума не надо, знай себе нажимай вовремя на затвор. Но, как верно замечает тот же Лапин, «это – свойство, а не достоинство, фотография всегда документальна, но далеко не всегда правдива». И простенький пример в этой статье – о демонстрантах – доказывает это. Методика работы фотографа имеет свои особенности: он может передать на снимке только то, что в момент съёмки находится перед объективом камеры. Но это не означает, что будущий снимок в тот же миг станет документальным, поскольку для создания документального фото человек с камерой по определению не должен вмешиваться в текущий процесс, искажая смысл происходящего. Всё, что требуется от фотографа в данном случае – это запечатлеть момент из жизни, ничего не прибавляя. Умение создавать такие снимки – высший пилотаж в репортажной фотографии.
Дмитрий Макаров. Фото автора