В рамках «Театральных сезонов-2022» благотворительный фонд «ОМК-Участие» организовал в Выксе выступление одного из главных хоров Русской Православной Церкви. «ВР» встретился с руководителем хора и регентом заслуженным артистом России Никоном Жилой.
– Про хор Сретенского монастыря говорят как о главном хоре Русской Православной Церкви.
– Приятно слышать такое мнение, но для нас важно прежде всего то, что мы имеем возможность продолжать традиции русской певческой культуры. Мы не единственный коллектив в России, который исполняет и духовную музыку, и русскую народную песню.
– Расскажите о возрождении традиций богослужебного пения.
– Конечно, усилий было приложено немало. Хор был уже достаточно сформировавшимся коллективом, когда я сам пел в нём под руководством игумена Амвросия. Его пригласили из Московской духовной академии и семинарии, в которой он служил регентом. Сейчас это архиепископ Тверской и Кашенский, но он продолжает руководить нашим коллективом в том виде, в котором можно его представить. Мы расширили программу, дополнив её произведениями светского характера, необходимыми нашему обществу и нам самим.
– Каким был Ваш путь к храму, к церковному пению?
– У всех он разный. Один получает его как подарок. Другой ищет сам. Это был мой выбор.
– Когда хор поёт в церкви, ощущаете ли Вы ответственность за всё богослужение?
– Это есть и та непосредственная задача, и наше призвание. Мы стараемся проявить себя не только как музыканты, но и передать ощущения тех людей, что стоят в храме. Раньше хор и молящиеся были единым целым, и тексты знали, и пели все. Это была единая общность людей.
– Расскажите о знаменном распеве.
– Он претерпел огромное количество изменений. Поэтому некоторые коллективы занимаются им плотно. У нас традиционная партесная музыка (многоголосное пение). Но в определённых богослужениях поём знаменным распевом. Это интересная самобытная русская музыка, которая взяла своё начало от Византии, но приобрела уникальные русские черты.
– А правда ли, что знаменное пение сохранили для нас старообрядцы?
–Да, именно так. И до сих пор применяют его в своих богослужениях.
– Русские композиторы-классики – от Чайковского, Глинки и Рахманинова – использовали мелодии знаменного распева. Вы исполняете их произведения?
– Да, конечно. Но сегодня у нас программа песенного плана, ориентированная на светского слушателя, русские народные, казачьи песни.
– Вы объездили весь мир с концертами. Назовите самое яркое впечатление.
– Впечатлений много и неожиданных. Например, в Париже, в соборе Парижской Богоматери. Там под сводами древнего христианского храма собралось несколько тысяч человек, и они с благоговением слушали наше пение. Это оставило сильное впечатление.
Незабываемы поездки по дивным уголкам России, где мы выступаем с концертами и видим огромный интерес слушателей к музыке и хоровому искусству. Это даёт нам силы, чтобы продолжать и петь, и представлять людям нашу русскую глубокую духовную культуру.
Вместо заключения
Мужской хор Сретенского монастыря пел на сцене Дворца культуры им. И. И. Лепсе два дня. Зал ДК давно не знал и такого аншлага, и столь братского единения и согласия.
Прозвучали шедевры песенного наследия народа. Хор исполнил всеми любимые песни дореволюционных и советских времён, вальсы в уникальной хоровой аранжировке.
Художественный руководитель и регент хора заслуженный артист России Никон Жила в одному ему понятные кульминационные моменты поворачивался лицом к зрителям и дирижировал всем залом. «Катюшу», «Калинку», «Подмосковные вечера» выксунцы пели вместе с артистами. Бурным и продолжительным аплодисментам, казалось, не будет конца. Зрители стоя провожали уникальный прославленный коллектив.
Немного истории
В Сретенском монастыре хор существует с самого его основания в 1397 году, то есть более 600 лет. При советской власти он ровно 70 лет молчал. С возрождением монашеской жизни в древней обители под сводами её единственного из сохранившихся храмов в 1993 году зазвучал вновь.
Праотцем-дедушкой современного, ставшего всемирно известным хора Сретенского монастыря можно считать архимандрита Матфея (Мормыля) – главного регента Троице-Сергиевой лавры.
У него учился и игумен Амвросий, который собрал первый состав музыкального коллектива.
Когда хором стал руководить Никон Жила, отец-наместник благословил его обратиться к песенному наследию нашего народа, в том числе и созданному при советской власти. «Когда православная вера была гонима, были созданы удивительные песни, которые весьма отдалённо, но заменяли в душах людей неизвестные им молитвенные состояния», – так написал в своей статье «Советская песня как сублимация молитвы» владыка Тихон (Шевкунов).
Досье «ВР»
Никон Степанович Жила
- Родился 30 ноября 1978 года в Загорске в семье священника Стефана Жилы, преподавателя Московских духовных школ. Отец дал сыну имя в честь преподобного Никона Радонежского, в день памяти которого родился будущий регент. Мать была певчей в хоре Троице-Сергиевой лавры. С детского возраста Никон пел в церковных хорах лавры.
- В 1995 году окончил Московское областное музыкальное училище им. Сергея Прокофьева, в 2001-м – факультет хорового дирижирования Российской академии музыки им. Гнесиных.
- С 2000 года – певчий в хоре Московского Сретенского монастыря.
- В 2001-2002 годах проходил срочную службу в Вооружённых силах, служил артистом в Академическом ансамбле песни и пляски Внутренних войск МВД РФ.
- В 2005-м – регент хора Московского Сретенского монастыря. С этого же года хор сопровождает богослужения Святейшего Патриарха и его пастырские визиты в епархии Русской Православной Церкви в России и за рубеж.
- Под управлением Никона Жилы коллектив принял участие в наиболее значительных событиях в жизни Русской Православной Церкви начала XXI века.
- В 2007-м состоялось мировое кругосветное турне, посвящённое объединению Русской Православной Церкви. Хор побывал в 35 странах на четырёх континентах.
- 7 февраля 2014 года на церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Сочи Никон Жила дирижировал хором при исполнении гимна Российской Федерации.
Фото Натальи Орловой