Когда у поэта спрашивают, как пишутся стихи, он лишь пожимает плечами. Точно так же ни один художник не объяснит, откуда приходят к нему образы. Композитор не сможет рассказать, как рождается симфония, откуда идёт к нему «незримый рой гостей». Не случайно же о людях творческих говорят, что они не от мира сего. Хотя вдохновение своё они черпают и из своих переживаний, своего жизненного опыта. Сегодняшний рассказ – о композиторе.
Личность музыканта, педагога, аранжировщика, художественного руководителя фольклорного ансамбля «Родники», автора нескольких дисков с записями выступлений музыкантов, солистов, коллективов и … дальше можно перечислять ещё много того, в чём он преуспел – так вот, личность Юрия Чичеева известна в городе широкому кругу интеллектуалов, творчески мыслящих людей, музыкантов. Периодически, в разные годы проходили презентации его дисков. Они собирали любителей, меломанов, профессионалов. Потом всё как-то попритихло. Юрий Васильевич кропотливо, не спеша занимался (и занимается) фольклорным ансамблем «Родники», который изредка, на концертах, удивлял и репертуаром, и мастерством, и серьёзным подходом к народной песне.
И вдруг – Чичеев приглашает на свой творческий вечер в ДК металлургов, где гостей ждёт ошеломляющий сюрприз. Нет, это потом, после окончания вечера слушатели скажут, что «потрясены, удивлены, обрадованы, что ждут продолжения» и т.д. А пока…
Начало начал
– Сегодня я намерен сначала познакомить вас со страницами своей биографии. Тогда вам будет понятнее та моя работа, которой занят вот уже третий год, – этими словами Юрий Васильевич начал творческий вечер.
Когда о себе говорит Мастер, он в каждый факт биографии вкладывает и своё мироощущение, и видение его с высоты возраста. Он осмысливает, почему именно так случилось, а не иначе; почему судьбе было угодно свести с этим человеком, а не с другим; как отразилось то или иное событие на дальнейшей жизни.
Скажу откровенно, рассказчик Юрий Васильевич превосходный. Где с юмором, где с грустью, но без всякого сожаления о годах прожитых, он открывал перед нами страницу за страницей.
Детство как у всех. Улица, садик, первая ёлка, первое стихотворение, первая песня. Школа. В музыкальную отдали по классу баяна, к преподавателю Е.И. Колобову. Потрясение от школы, музыки, преподавателя. «У него был редкий по тем временам выборный баян. Влюблённый в
инструмент и музыку, он сумел увлечь и учеников», – рассказывал Юрий Васильевич.
Итогом первого года обучения стало 103 (!) разученных пьесы. Юра преуспевал и по предметам в общеобразовательной школе. Любил геометрию и алгебру, преподаватели даже прочили ему карьеру математика. (А он «алгеброй гармонию поверил»).
А ещё рисовал отлично, за что получал похвалы от строгого учителя рисования Н.А. Щёткина. Конечно же, такой активный, умный, любознательный ребёнок был поощрён поездкой в пионерский лагерь «Артек». Счастливая, яркая, безмятежная пора.
После семилетки полкласса – в металлургический техникум, а для него дорога была одна – музыка. «Баян превыше всего!» – сказал его учитель М.В. Ивлев. Саранское музыкальное училище – серьёзная веха в становлении личности музыканта.
А сам город Саранск стал его своеобразным музыкальным университетом. Юрий уже со второго курса был приглашаем в качестве аккомпаниатора в разного рода квартеты, ансамбли. Посчастливилось играть в оркестрах всех крупных дирижёров города. Именно там прошло его знакомство с радиотехническими установками, работа с квартетом электролампового завода, лауреатство во Всероссийском конкурсе в честь 50-летия советской власти. Вот где слились воедино музыка и физика, математика.
Однако… как бы удачно ни складывалась жизнь вдали от родины, она тянула к себе. Приехав в отпуск в 1968 году, случайно встретил директора ДМШ Ю.С. Симонову, которая и предложила ему место педагога по классу баяна.
С музыкой не расставаясь
Более 30 лет проработал Юрий Васильевич в школе преподавателем по классу баяна, и в это же время – композитором-аранжировщиком музыкального театра «Волшебная флейта». Именно он заложил основы вокально-инструментального жанра в городе, в свою бытность художественным руководителем ДК Ленина, и стал создателем там вокально-инструментального ансамбля. Кстати, тогда же в нём проявились способности своего рода музыкального архивариуса: записывал на катушечный магнитофон выступления ВИА, которые впоследствии в цифровом варианте вошли в написанную им же антологию выксунской эстрады, свидетельство чему – диск, выпущенный Юрием Васильевичем. Эта же страсть привела его и в фольклорный ансамбль «Родники» к талантливой, увлечённой Людмиле Королёвой. Вместе с ней они объездили весь район, записывая русские песни у бабушек. Тогда-то и пришло осознание того, что истина – в русской культуре, песнях, национальных традициях. Когда Королёва уехала из Выксы, Чичеев продолжил исследовательско-собирательскую работу, пласт за пластом расчищая фольклорные сокровища. Это вылилось в большую книгу о фольклоре, которая ждёт своего издателя.
Новая грань таланта
Педагог, музыкант, композитор, аранжировщик, исследователь, Юрий Васильевич никогда не терял связи с академической музыкальной средой. Выпускник Нижегородской консерватории, он свои симфонические сочинения отдавал на суд её профессорам.
Первое публичное прослушивание авторской музыки, написанной им для симфонического оркестра, Юрий Васильевич осуществил как раз на творческом вечере. Вниманию были предложены три произведения: Первая симфония фа-минор в четырёх частях, увертюра-фантазия на русскую тему и Вторая симфония до-минор. Юрий Васильевич открылся новой гранью своего таланта, творчества.
Увертюра-фантазия – произведение программное, написанное на основе русской народной песни из с. Княгинино. По словам автора, он хотел вместить в произведение тысячелетнюю историю русского народа, где жестокость и деспотизм, гонения и унижения не могли загубить, затоптать чистую русскую душу – терпеливую, щедрую, добрую, красивую.
Два симфонических произведения – мощные, цельные, выстроенные по законам жанра, в основе своей тоже несут два извечных начала: добра и зла, любви и ненависти, печали и радости. Музыкальные образы, сменяющиеся подобно калейдоскопу, несутся со стремительной, захватывающей быстротой. Светлая тема, чистая и звонкая, и вдруг наплывает тревожно-щемящая. Как объяснил Юрий Васильевич, так он выразил тревогу за будущее детей, страны, за судьбу народа нашего мужественного, стойкого, который пытаются разъединить, разобщить, лишить корней и национальной почвы. Тема тревоги призвана пробудить наше самосознание, гордость и возродить былое величие. А в то, что это так и будет, автор верит, и в финальных аккордах – надежда и оптимизм. После прослушивания произведений у каждого, кто сидел в зале, возникло справедливое желание: надо, чтобы услышали все. Были предложения трансляции по телевидению, тем более, что увертюра сопровождалась колоритными слайдами.
На вполне закономерный вопрос, откуда автор черпает вдохновение, Юрий Васильевич только красноречиво развёл руками, помолчал, а потом ответил: что-то из жизни, что-то из отечественной истории, что-то из музыкального опыта. Да, процесс творчества непостижим даже для самого творящего. Это вечная загадка.