Ответ вашего «чемберлена»

account_circle
visibility
«Договоритесь о терминах, и половина споров отпадёт», – говорил Рене Декарт. Это к тому, что я продолжаю настаивать: спорта – в сегодняшнем понимании этого слова (спорта, как вида профессиональной деятельности,...

«Договоритесь о терминах, и половина споров отпадёт», – говорил Рене Декарт. Это к тому, что я продолжаю настаивать: спорта – в сегодняшнем понимании этого слова (спорта, как вида профессиональной деятельности, спорта высоких достижений и ошеломляющих гонораров) – тогда ещё действительно не было. Зато взращивалась физкультура, не требовавшая самоотдачи сверх разумных пределов (то есть – вплоть до саморазрушения), сохранявшая за человеком возможность развиваться разносторонне.
   Что касается масштабного промышленного и жилищного строительства. Не оспаривается! Упоминание об этом есть и в моей статье. Но, естественно, без подробностей, которых немало в целом ряде книг, касающихся истории Выксы советского периода. Эти издания имеются в читальном зале любой библиотеки. Их недостаток – картина прошлого в них «сусальна», она как бы законсервирована слоем глянца …
Авторы письма в подзабытом жанре «отповедь» не поняли, что я и не собирался подвергать ревизии реальные, поныне очевидные факты истории. В разные этапы журналисткой деятельности сам не раз упоминал о них в публикациях. В частности, про улицу Красные зори (как она формировалась) писал с должным уважением к людям, причастным к этому. Более того, в публикации, вызвавшей такую вашу реакцию, есть слова и о позитивных моментах того периода. Внимательно ли читали?
   То, на чём акцентируете внимание вы, и тем более то немногое, что счёл не лишним осветить я (опираясь на документы), и то, и другое – правда. Но ещё не вся правда.
   К более полной, объективной, придётся продираться совместными усилиями долгие-долгие годы.
   Однако вашу интерпретацию фактов я принять не могу. Выражения типа: «вселяющей в сердца людей «Весну надежд», «потребовались героические усилия народа» и т.п. вызывают отторжение у людей, хорошо помнящих 70-е и 80-е годы. А памятны таковые не только полётами в космос, огромными стройками, но ещё и бессмысленными хозяйственными реформами, тотальным дефицитом, категорическим неприятием идеологическими «стражами» всего вольного: в науке, искусстве, и в повседневной жизни.
   Так что «букву» истории мы прочитываем одинаково, а вот «дух» – извините! Кто-то предпочитает расставаться с заблуждениями и комплексами, а кто-то их лелеет. Свобода – это выбор!
P.S. Не посчитайте иронией: спасибо! Вы хоть читаете. А вот те, ради которых мы стараемся, они, в массе своей и не понимают, о чём это дяденьки толкуют, всяк по-своему? Вот он, прискорбный факт истории: даже «измельчённая» на элементарные детали и детальки, разнаряженная или «нагая», она – крайне мало кому интересна.
   Разделяю ваше убеждение, что историю малой родины нужно знать. Во всех ипостасях: политической, экономической, культурной. Но не с одной только «парадной стороны». Негативная её составляющая (или, хотя бы, не слишком привлекательная) – тоже урок.
 

Игорь Пчемян, действительный член общества «Нижегородский краевед»