Правило третей

visibility
Чтобы научиться искусству фотографии и делать качественные снимки, необходимо не только много практиковать, но и знать теорию.Все многочисленные параметры выдержки,

Чтобы научиться искусству фотографии и делать качественные снимки, необходимо не только много практиковать, но и знать теорию.

Все многочисленные параметры выдержки, диафрагмы и светочувствительности, конечно, не запомнишь, но основные данные и правила знать нужно. Без базовых знаний фототеории начинающий любитель не сможет грамотно создать композицию на снимке, поскольку на одной интуиции – увы! – далеко не уедешь. А потому сегодня познакомимся с простым и в то же время нужным правилом третей, знать которое необходимо. Эта простейшая схема композиции поможет вам в будущем создавать технически правильно построенный кадр. Зная элементарное правило третей, вы можете ознакомиться самостоятельно с более сложным правилом золотого сечения, но это – уже для более продвинутых пользователей. Главная задача данного фотокурса – дать новичку первичные знания, которыми он впоследствии сможет легко воспользоваться, воплотить на практике в виде качественных снимков. 

Любопытный факт: оказывается, в большинстве своём люди, созерцая снимки, начинают просмотр фотографии от верхнего левого угла и «идут» взглядом к нижнему правому, то есть по диагонали. Далее взор поднимается в точку верхнего правого угла и – снова опускается по диагонали в левый нижний край. Это происходит настолько быстро, что вы, возможно, на этот момент никогда не обращали особого внимания и не задумывались об этом.

Почему так происходит? Как гласит свободный источник «Википедия», это связано с тем, что мы читаем слева направо, перенося данную привычку (слева направо) и на просмотр изображений.

Теперь само правило третей. Не пугайтесь, всё предельно просто: мысленно разделите ваш будущий кадр на девять равных частей, проведя две горизонтальные и две вертикальные воображаемые линии (см. схему к статье). Обратите внимание: линии пересекаются в четырёх местах, точки пересечения называются «точками силы». Из названия последних ясно, что расположение предметов именно в этих четырёх пунктах в кадре будет привлекать зрителя наиболее сильно. Так вот, правило третей утверждает, что главные предметы в кадре должны располагаться на этих самых горизонтальных или вертикальных линиях или в «точках силы». Фотографируя объекты на этих воображаемых линиях (то есть несколько сбоку), вы придадите вашему снимку выразительности и добьётесь наибольшего эффекта. Вот и вся премудрость, как видите – ничего сложного!

Это правило в пух и прах развеет ваше представление о том, что важные объекты в кадре для наиболее выигрышного оформления следует распролагать по центру. Лучше именно так – «не в лоб», а чуть левее или правее от середины. Правило третей широко используется при фотографировании пейзажа (скажем, одинокое дерево на лесной полянке), при портретной съёмке (глаза в этом случае, как правило, располагаются на уровне верхней горизонтальной линии), спортивной съёмке (то есть мало успеть запечатлеть динамичный сюжет, нужно ещё и композиционно правильно это сделать), при натюрморте и т.д.

Безусловно, первое время начинающему фотографу трудно перед нажатием на затвор мысленно представить себе, как сделать грамотный кадр, основываясь на правиле. Да, сначала работать с геометрией кадра непривычно (раньше не знали, снимали наобум и спали спокойно!), но всё-таки это необходимо. Для получения приемлемого результата все производители современных цифровых камер оснащают свои изделия так называемой сеткой. На самом деле эта сетка представляет собой уже выведенные на окошко дисплея по правилу третей линии. Проще говоря – готовая разметка с разделением кадра на девять равных частей. Если вы на камере включите эту опцию, сетка сохранится в настройках и при новом включении снова будет выведена на экран. Согласитесь, очень удобно! Всё, что вам нужно в этом случае – всего лишь достать руководство по пользованию техникой, найти режим отображения и включить.

Другой вариант, при котором тоже можно достигнуть результата, оценят более продвинутые пользователи. Совет такой: раз нет возможности включить сетку, фотографируйте примерно, «на глазок», но – оставляйте свободное место по краям фото. Далее уже дома на компьютере в спокойной обстановке можно обработать снимок в графическом редакторе, благо при обрезке снимка отображается сетка по правилу третей. Она присутствует во всех программах по работе с изображениями (Photoshop, Picasa, Gimp, Paint и т.д) и программах для просмотра и небольшого редактирования фото (ACDSee, XnView и т.п.) и отображается автоматически при кадрировании, так что не бойтесь: проблемы найти эту разметку в дебрях настроек не будет.

Правило третейПравило третей

Все вы, конечно же, слышали выражение «завалить горизонт» – брак, который постоянно встречается в работах начинающих фотографов. Само понятие означает, что линия горизонта на снимке не параллельна верхнему и нижнему краям, то есть линия воды или суши «имеет крен». Как правило, эта грубая ошибка возникает, когда новички практикуются в съёмке пейзажей. Теперь, зная о правиле третей и включая сетку на экране камеры, можно легко избежать этого досадного промаха. И ещё совет: при съёмке пейзажей (горных, морских, лесных) помните, что наилучшее отображение в кадре будет, если линия горизонта поделит кадр в пропорции «2:1». Это означает, что 2/3 кадра должны занимать небо, горы или море, никак не 50/50, как любят снимать новички.

Правило третей очень помогает начинающим, но всё-таки оно – не панацея от всех бед и ошибок. Например, данное правило не всегда действует при макросъёмке. Кроме того, опытные фотографы иногда умышленно сильно заваливают горизонт при репортажной (уличной), спортивной или портретной съёмке: для придания необычного эффекта при просмотре. Со временем, сделав кучу хороших и плохих снимков, вы уже будете автоматически, не задумываясь, создавать правильные с композиционной точки зрения сюжеты. Но всё-таки теория в самом начале вашего становления как фотографа должна идти бок о бок с практикой, только тогда развитие будет наиболее эффективным.

 

Дмитрий Макаров. Фото автора

blog comments powered by Disqus