«Птица розовая» вновь прилетела во Дворец культуры им. Лепсе

visibility
Спектакль по пьесе Михаила Ворфоломеева «Летела птица розовая» в постановке Леонида Кичайкина с успехом прошёл на сцене малого зала ДК им. Лепсе.

Начну с признания. Огромная благодарность Леониду Кичайкину за спектакль. К стыду своему, даже не подозревала о таком талантливом драматурге. Во время театральной недели весной этого года, когда состоялась премьерная постановка, как-то не удалось поразмышлять на эту тему. И только после второго просмотра поняла, насколько самобытен и в то же время традиционен драматург Ворфоломеев. Он – вдумайтесь только! – лауреат премии Михаила Булгакова и «Хрустальной Розы» им. Виктора Розова. Его пьесы ставят в Америке, Германии, Болгарии, Японии. Он оставил нам большое литературное наследство: 60 пьес, 20 романов, 10 повестей и десятки рассказов. И один из спектаклей – на выксунской сцене!

Считается, что драматургом нельзя стать, им нужно родиться. Он и родился в шахтёрском городе Черемхово Иркутской области. Жаль, что рано ушёл из жизни. Но остались его романы и пьесы, в которых жизнь такая, как есть, без прикрас и пафоса. Жизнь, которая ставит перед нами проблемы, от решения которых и зависит, стоит ли нам называться людьми.

О том и пьеса «Летела птица розовая». В стремительно развивающемся действии – вечная проблема отцов и детей. Драматическое развитие сюжета заставляет с первых же минут действия замереть в ожидании «что же будет дальше и чем закончится конфликт?». Две судьбы, два мировоззрения, две линии поведения, две нравственности.

Сюжет прост. Отец теряет при пожаре дом в деревне и приезжает в город за помощью к дочери, которая живёт в квартире свекрови и свёкра. Но и у дочери не сложились отношения с новыми родственниками. Им непонятна её скромность и простота. Она явно не их хищнического и потребительского круга. Они давят на Катю, вынуждая её отказаться от отца и отправить его в дом престарелых. Катя со слезами и болью подписывает заявление. Родственники успокаиваются, но просыпается совесть у её мужа, и он истошно кричит вслед уходящему Логину Карповичу: «Отец!» Все остальные безмолвствуют. Стоят спиной к зрителю и смотрят в окно. Отец же возвращается и молча смотрит на стоящих к нему спиной. Пауза. Гаснет свет. Конец спектакля. Тишина в зале, а потом бурные аплодисменты. Люди уходят, унося в душах вопросы. В этой недосказанности и заключается вся правда.

Особый настрой у спектакля состоит в том, что в нём заняты те, кто у кого не было ранее сценичесткого опыта. Виктор Чалышев (отец Логин Карпович Чупраков), Арина Чалышева (Катя, дочь Чупракова), Супруги Сизовы – Антон и Полина (в спектакле – супруги Базеевы). А в сегодняшнем спектакле в игру вступил и дебютант Павел Киселёв (Виталий, муж Кати). Каждый из героев был естественен и органичен, и смех, и слезы их были тоже настоящими.

Спасибо Леониду Фёдоровичу за подбор актёров на роли, за художническую прозорливость (иначе не скажешь). Спасибо за искренность и правдивость.

Один яркий штрих. Со спектаклей, как обычно, ухожу с последними зрителями. Вижу, внизу, у выходной двери стоит… главный герой, Логин Карпович (Виктор Чалышев). В той же одежде, с той же сумкой. Смотрит в сторону фойе. Стоит и ждёт. Кого? Дочь Катю?

Фото Полины Артамоновой и из архива ДК им. Лепсе