Роспись из Нижегородской области стала визитной карточкой страны

account_circle ВР
visibility
Секрет долголетия одного из самобытных видов искусств.

Книга Татьяны Емельяновой «Хохломская роспись» посвящена одному  из самых известных народных промыслов Нижегородской области.

У истоков 

Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги. 

В настоящее время родиной хохломы считается посёлок Ковернино Нижегородской области. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома Нижегородской губернии. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома». 

Первое упоминание о расписной посуде относится к 1659 году, когда боярин Б.И. Морозов требовал собрать с заволжских вотчин блюда разных размеров и братины на «оловянном деле». В XVII веке олово применялось для золочения в художественных ремёслах, а боярину Морозову принадлежало «селишко Семёновское». 

В 1764 году производство деревянной посуды было отмечено как «главный всех жителей промысел». О той продукции говорили так: «Товар их лёгок, чист, крепок и светел», а семёновский городничий Блюммер писал, что в городе жители «земледелием не занимаются. В течение года они выделывают разной деревянной, крашеной и лаковой посуды…».


Вещицы в русском вкусе 

У образованного общества просыпается интерес к произведениям народных промыслов. 

В 1853 году хохломские изделия впервые были представлены на Всероссийской промышленной выставке в Москве и далее чередой в Париже, Петербурге, Нижнем Новгороде. Восхищённая творчеством народных мастеров императрица Мария Фёдоровна в 1882 году наградила мастера Михаила Красильникова золотыми часами за искусство. После получения в 1889 году Гран-при на Всемирной выставке в Париже резко увеличился и экспорт продукции.


Начало нового пути

В 1916 году по инициативе и на средства Нижегородского городского головы Дмитрия Сироткина в Семёнове открылась школа художественной обработки дерева во главе с художником-педагогом 

Георгием Матвеевым. 

После Великой Октябрьской социалистической революции школа не только была сохранена, но и получила значительную поддержку новой Советской власти.

В 1924 году она преобразуется в объединение «Кустарь-художник»; в 1931-м – в артель «Экспорт». В 1934-м в Семёнове основан музей кустарно-художественных изделий. В годы Великой Отечественной войны многие мастера артели 

ушли на фронт и погибли, а предприятие работало на нужды фронта, делало лыжи, ящики для боеприпасов и ложки для солдат. Ежедневно для фронта их изготавливалось более 10 тысяч штук. В 1950 году у мастеров «Хохломской росписи» (так стала называться артель) формируется новый почерк, появляется тенденция к усложнению росписи, нарядности. В 1960 году артель перерождается в крупную фабрику «Хохломская роспись». 


Семёновская матрёшка – символ России

Изделия с хохломской росписью – это визитная карточка не только Нижегородской области, но и страны в целом. 

Хохломские изделия поставляются на внутренний российский рынок от Калининграда до Владивостока, а также во многие страны мира, где высокий интерес к ним не угасает на протяжении многих столетий.

Рынок сбыта хохломских изделий охватывает все регионы Российской Федерации. До 25% продукции поставляется в Москву по всем форматам точек продаж. До 30% реализуется на внутреннем рынке через оптовые фирмы, специализированные магазины народных промыслов и крупные торговые центры Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Новосибирска и ряда других городов. 

Предприятие реализует продукцию также в странах ближнего и дальнего зарубежья. Потребителями являются 19 фирм таких стран, как Великобритания, Дания, Аргентина и т.д. Этот рынок постоянно расширяется.

Разрабатываются новые формы изделий и виды письма. Многочисленные всемирные выставки в Монреале (1967 г.), Осаке (1970 г.), Париже, на ВДНХ принесли в копилку фабрики награды и дипломы и сделали её всемирно известной. 

В 1992 году предприятие открывает подразделение по производству матрёшки, в 1993-м – мастерскую миниатюрной росписи, в 2004-м – участок живописи. В 2014 году городу Семёнову присваивается статус столицы Золотой хохломы. С этого же года начинается международное фестивальное движение «Золотая хохлома». В 2015-м запускается новое направление производства модных аксессуаров с элементами хохломской росписи.

Хохлома.jpg

                       

Досье "ВР"

Татьяна Вячеславовна Емельянова (1940-2004)

  • Окончила Горьковское художественное училище (1955-1960), Академию художеств СССР (1960-1966), в 1970 г. – аспирантуру. 
  • Заслуженный работник культуры, кандидат искусствоведения (1990). 
  • Лауреат премии Нижнего Новгорода (2002). 
  • Член Союза художников России с 1974 года.
  • Имеет ряд искусствоведческих работ по проблемам развития народно-прикладного искусства.

Светлана Абрамова, ведущий библиограф отдела обслуживания Центральной библиотеки. Фото из открытых интернет-источников