«Русскому Паганини» сегодня исполнилось бы 200 лет

visibility
Николай Яковлевич Афанасьев с 1841 по 1846 год был капельмейстером Выксунского театра при Шепелеве. Этот театр считался крупнейшим в тогдашней России, он соперничал с Императорскими театрами по богатству и качеству постановок, техническому оснащению.

Родился Николай Афанасьев в Тобольске 12 января 1821 года (31 декабря 1820 года – по старому стилю). Вот что рассказала Яна Тарасова, корреспондент Радио России ГТРК Владимир со слов краеведа Натальи Прошиной

Отец Николая – Яков Иванович – был внебрачным сыном князя Ивана Михайловича Долгорукова, поэта, литератора, драматурга, тайного советника и владимирского губернатора, воспитывался в его доме вместе с родными детьми. Яков получил хорошее общее и музыкальное образование. Прекрасно играл на скрипке.

После смерти Долгорукова Яков Афанасьев (свою фамилию, видимо, он получил в честь св. Афанасия) жил с матерью во Владимире, а вскоре переехал в Тобольск. Там он быстро стал успешным учителем, желанным в обществе человеком, женился на дочери купца.

Его сыновья, Николай и Александр, оказались весьма способными к музыке. Они под руководством отца в совершенстве овладели двумя инструментами: Николай – скрипач и пианист, Александр – виолончелист и пианист.

В 1828 году семья Афанасьевых переехала в Москву. Отец, Яков Иванович, стал играть в театральном оркестре, дети росли и учились. В 1834 году мальчики дали успешный публичный концерт. Н.Я. позднее напишет в своих воспоминаниях: «С этого времени начались у меня и усиленные артистические занятия, и моя трудовая жизнь».

Здоровье отца ухудшалось, и Николай с 13 лет начал работать, играя в домах богатых любителей музыки в составе квартетов, как солист, аккомпаниатор.

Выступая на концертах вместе со знаменитыми музыкантами, юноша слышал игру пианистов Д.Фильда, Ф.Листа, З.Тальберга, скрипачей У.Булля, А.Вьетана и других. Конечно, мастерство скрипача крепло день ото дня, и уже в 1838 году Николай Афанасьев был принят в оркестр Московского Императорского оперного театра в качестве первой скрипки.

Вскоре, по приглашению богатого заводчика Ивана Шепелева, он стал капельмейстером его крепостного театра в селе Выкса. 

Помимо талантливых и прекрасно обученных крепостных артистов, на сцене Шепелевского театра выступали известные зарубежные и русские (вольные) певцы и актёры, им платили немалые гонорары. Николай репетировал с оркестром, разучивал с певцами партии, ставил оперы. Кстати, он сразу же отменил для крепостных артистов телесные наказания. Хозяин, большой знаток и любитель искусств (музыки, театра, живописи, литературы), благоволил к своему новому капельмейстеру, часто обедал с ним, беседовал, охотился. Музыкант много времени проводил в богатейшей библиотеке Шепелева, где прочёл произведения Шиллера, Гёте, Шекспира, Байрона, Гюго, Диккенса.

В этот период он начал сочинять музыку. Хозяин позволял Афанасьеву ездить в окрестные города с концертами, так он не раз бывал во Владимире, на родине своего отца. Газета «Владимирские Губернские Ведомости» восторженно отзывалась о концертах молодого виртуоза. Особенно ценил его талант Иван Ильич Танеев, будущий отец Сергея Танеева. Он не только бывал на его концертах, но и приглашал Афанасьева к себе в гости. Есть воспоминания, где описываются музыкальные вечера в Танеевском доме.

В 1846 году Шепелев разорился. Чтобы покрыть многочисленные долги, управляющий закрыл театр и продал с аукциона весь его богатейший гардероб, газовое осветительное оборудование и многое другое. Сообщения о продажах имущества господ Шепелевых печатались во «Владимирских Губернских Ведомостях» в течение 11 лет!

Афанасьев, оставшись без места, отправился вместе с братом Александром на гастроли по городам России (1846 – 1851 годы).

Концерты имели такой успех, что газеты называли его «русским Паганини»! Слушатели тепло принимали его и в Петербурге, куда он переехал в 1851 году.

В Петербурге Афанасьев служил 8 лет в оркестре Итальянской оперы (первая скрипка) и 30 лет преподавал музыку в Смольном институте благородных девиц. Талантливый музыкант, умный человек, он был частым и желанным посетителем великосветских музыкальных салонов.

В творчестве Николая Афанасьева ярко проявлялось влияние русского музыкального фольклора: нередко он использовал мотивы и ритмы народных песен и танцев. В 1866 году под его редакцией вышел в печать сборник народных песен, обработанных для четырёхголосного хора a capella. В своих мемуарах, написанных в 1890 году, Афанасьев описал музыкальную жизнь России середины XIX века. За два года до смерти музыкант был избран в почётные члены Русского музыкального общества.

1афиша.jpg

Умер Николай Яковлевич Афанасьев в Санкт-Петербурге 22 мая (3 июня) 1898 года. Похоронен на православном Волковском кладбище.


Вы можете послушать отрывок из знаменитого квартета «Волга», написанного Николаем Афанасьевым. 


При подготовке публикации использованы материалы сайтов ClassicMusicNews, ГТРК-Владимир,  библиотеки «Отчий край», Википедии