Само творчество - радость!

account_circle
visibility
«В наш век изнеженный, не так ли ты, поэт, своё утратил назначенье?» – горестно восклицал Адександр Пушкин в ХIХ веке. Что уж говорить про век ХХI, век безумных скоростей и...

«В наш век изнеженный, не так ли ты, поэт, своё утратил назначенье?» – горестно восклицал Адександр Пушкин в ХIХ веке. Что уж говорить про век ХХI, век безумных скоростей и бешеного ритма; огромного количества информации, грозящей поглотить тебя... Разве тут до стихов, вдумчивого чтения, до раздумий и философствований. Но не всё так однозначно и просто. Есть и в веке нынешнем те, для кого творчество – смысл жизни. Они пишут рассказы и повести, склоняются над мольбертом, сочиняют симфонии! Эти удивительные люди живут рядом с нами. Наш сегодняшний рассказ о них.

Человек-оркестр

Человек-оркестр – так, без толики преувеличения, можно было бы охарактеризовать Юрия Чичеева. На ниве культуры, где с феноменальной самоотдачей и плодотворностью трудится уже более сорока лет, он успешно реализовался в самых разных ипостасях: преподавателя музыки, художественного руководителя различных творческих коллективов, композитора и аранжировщика, редактора и составителя десятков CD-альбомов, краеведа. Чего стоит только мультимедийный проект «Антология выксунской эстрады и рока», в который вошли 18 папок аудиозаписей, а также около сотни фотографий!
   – Юрий Васильевич, чем удалось пополнить творческий багаж?
   – Это процесс непрерывный! В 2011-ом исполняется 25 лет народному ансамб-лю старинной русской песни «Родники». Его задача не только в том, чтобы радовать чьи-то сердца знакомыми темами, услаждать слух. По большому счёту главное – передать эстафету развития национального творческого движения следующему поколению. Значит, нужно оставить след не только в памяти. Не так давно выпущен юбилейный буклет и подготовлен пятый по счёту CD-альбом с записями коллектива. Работа проделана серьёзная: нужно было найти материал, передающий народный колорит в современном прочтении, который был бы интересен и молодым исполнителям, и слушателям-зрителям, с которыми мы сегодня встречаемся на различных концертных площадках; затем написать хоровые партитуры, аранжировки, отрепетировать с коллективом и, наконец, исполнить. Времени затрачено немало: на диске, представьте, 24 трэка!
   Ещё один новый диск представляет полное, на сегодняшний день, собрание моих сочинений для симфонического оркестра. Кроме первой симфонии, оно включает увертюру-фантазию на русскую тему, симфоническую картину «Былина» и скерцо, написанные зимой 2011-го; а также вторую, трёхчастную симфонию, сочинённую в мае прошлого года.
   – Даже для коллег и давних знакомых, высоко ценящих Вашу исключительную работоспособность и творческую многогранность, обращение к музыке симфонической было сюрпризом…
   – И для меня этот неожиданный поворот – как бы «родом ниоткуда». На самом же деле это следствие накопления опыта работы с народной музыкой, эстрадной песней, роком, джазом, постепенного изменения мироощущения, причём произошедшего по мере углуб-ления знания истории нашей страны. Получилось так, что эту «сумму» можно выразить только симфоническим языком.
   – Вы показывали новые произведения тем, чьё мнение для Вас авторитетно?
   – Да. В частности, доктору искусствоведения, профессору Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки, заслуженному деятелю искусств России Валерию Сырову, ректору консерватории, народному артисту России, заслуженному деятелю искусств, академику РАГН Эдуарду Фельтельмейстеру, художественному руководителю академического симфонического оркестра им. Сахарова Александру Скульскому. Получил исключительно лестные заключения. Александр Михайлович пообещал, что оркестр обязательно исполнит мои произведения, когда приедет в Выксу.
Сейчас заложен «фундамент» третьей симфонии. Она будет ещё серьёзнее, с более глубоким анализом звукового, гармонического, динамического ряда.

Влюблённый в слово инженер

Само творчество - радость!Первая публикация о Павле Лаптеве появилась в нашей газете около семи лет назад. По профессии он инженер-электрик, по призванию, с годами всё яснее осознаваемому – литератор. Первые пробы пера относятся к студенческой поре. Мотивы назвать затрудняется.
   Может быть,дело в том, что с детства много читал, как беллетристику, так и публицистику. И как это частенько случается, вдруг решился попробоваться в роли автора. Не опрометью в «пучину» творчества, а время от времени, когда появлялись вдохновляющие задумки. Записывал, набрасывал «этюды», правил. Наконец появились завершённые рассказы в стиле, который сам определял как постмодернизм.
   Позже более двух десятков его произведений были размещены на сайте wyksa.ru. С некоторыми автор счёл нужным ознакомить более широкий круг. Различные интернет-издания счёл подходящей площадкой. Одну из новых вещей отправил на сайт молодых писателей. И не пожалел. В 2003 году пригласили на литературный форум, на котором Нижегородскую область представляли два молодых автора. Но общее число участников форума привело в ужас: сколько же людей одержимы той же страстью! Это ещё не безусловное признание, но отрадный для литератора факт.
   – В последнее время меня привлекают сюжеты, в основе которых исторический факт или хорошо аргументированное предположение. Именно таковой мне показалась гипотеза ныне покойного краеведа Анатолия Шейкина, обнародованная некогда в газетной статье. Анатолий Васильевич был убеждён в том, что А.С. Пушкин посетил Выксу в 1830 г. Так это или не так, судить не берусь. Было очень интересно, подключив воображение, попытаться «смоделировать» ситуацию его встречи с генералом Дмитрием Дмитриевичем Шепелевым. Так появилась повесть-фантазия «Осенний гость». А герой местных фольклорных сказаний Рощин? А татарская царица Суюнбеке? Чем не темы?
   Есть задумка обратиться к судьбе моего прадеда. Дьякон досчатинской церкви, он был репрессирован в 1937 г. и расстрелян. В семье даже фотографии на память не осталось. Недавно на архивном сайте нашёл его дело, но узнал из материалов немного. Как жил, чем? Можно только домысливать, воображать…
   Изучаю материалы об иеромонахе о. Варнаве. Удивительная личность! А сколько имён рядом с ним! Тот же Дмитрий Пивоваров… Тема особо деликатная, приступать к ней можно только с благословения.
   Никогда не мог полностью концентрироваться на каком-то одном рассказе. Есть несколько незавершённых произведений, довольно больших по объёму. Их объединяет тема свободы. Моё представление о её природе и содержании отличается от того, которое распространено в нашем обществе.
Первая пьеса «Дверь» мне, считаю, не удалась. Хотя на одном из сайтов она была включена в число 30 лучших из 300 присланных. Есть наброски ещё двух, говорить о содержании которых нет смысла. Будь профессиональным писателем, то, конечно, давно дописал бы. Не чувствую себя готовым. К тому же сейчас дистанционно учусь в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. А литературную теорию придётся постигать методом самообразования.
   Познакомился с выксунскими поэтами. Несколько раз бывал на их встречах. Увы, это не моё. А с теми, кто так же корпит над прозой, судьба не сводит.
   …Я считаю себя дилетантом. Литературные опыты – хобби. Профессиональные литераторы нашли бы в них массу «косяков». Однако отказаться от экспериментов со словом уже не могу и не хочу. Настойчиво предлагать своё творчество – тоже. Хотя бы потому, что оцениваю его достаточно критично. Сам творческий процесс приносит столько радости, что сетовать на малочисленность публикаций просто грех.
   В конце концов, два самых лучших «произведения» мы с женой уже создали.

Поверил алгеброй гармонию

Само творчество - радость!Владимир Белов – человек, творческие амплуа которого перечислить непросто. Окончил физмат педагогического института и радиофак – политехнического. После музыкальной школы вольнослушателем занимался на кафедре музыки педагогического факультета, потом в Москве, в университете искусств по классу гитары. С детства заядлый книгочей, любитель поэзии. И, как следствие, он не только физик и талантливый педагог, но ещё и поэт-лирик, а временами и сатирик, автор замечательных басен. И, конечно, музыкант. А ещё до самозабвения любит возиться с техникой: от велосипеда до компьютера. Вопрос о том, что имеется в творческом багаже, слегка удивил его:
   – Неожиданно! Ко мне обычно обращаются по практическому поводу: как заменить процессор, как решить задачу... В данное время практически не пишу. Не самое поэтическое время года. Но чудесное! Многие заботы отпускают и можно активно отдыхать, общаться, путешествовать, читать, думать. Проснёшься, посмотришь в окно и первая мысль: «А что это я здесь делаю?» Рюкзак за спину, на велосипед или мотоцикл, и за город. Часами любуешься природой и ни одной мысли в голове! Удивительное дело, потом возвращаешься будто бы наполненным. Период собирания впечатлений. Через месяц-другой начнётся осмысление, «кристаллизация»...
   Это нормально. У всех творческих людей, организаций и союзов год оканчивается летом. Можно подвести итоги за период с сентября по июнь. Для меня прошедший год был очень удачным в творческом плане. Рождались стихи. Не так много, но я вполне доволен: есть что друзьям показать. Стихотворение – это как крик, как кровь горлом, как острая боль! Потому не может быть обыденным, повседневным делом. Если слышу: «Я написал двадцать стихотворений», то настораживаюсь.
   Очень радует то, чем до недавних времён избалован не был: меня печатали. В Кстово прошёл Всероссийский фестиваль «Русский смех», организаторами которого был издан шикарный сборник, куда включены и мои стихотворения. Потом седьмой по счёту фестиваль «Литературная Ока» в родном Павлове, и ещё один сборник, где ваш покорный слуга представлен подборкой. «Невский альманах» в Питере также опубликовал мои стихи. Великолепный сборник «Арзамасская сторона». И здесь также…
   Это весомо! Складывается впечатление, что писателей уже больше чем читателей. Книги сейчас пишут и издают очень многие. Были бы деньги, издашь любую ахинею любым тиражом, в любом качестве. Увидеть свои стихи в журналах, альманахах, где ещё существуют редакторы, рецензенты, где жёстче отбор и графоманы отсекаются на раз, – отрадно! Вот несколько стихотворений из относительно недавних.

* * *
Я перестал уже давно
Быть даже темой пересудов,
Принадлежать судьбой дано
К семейству редких однолюбов,
И знать, как это тяжело –
Искать в смятенье листопада
Незаменимое тепло
Не позабытых рук и взгляда.
* * *
«Не жалею, не зову, не плачу»,
Слёзы выел летний дым.
Пепелищем чёрным обозначено
То село, что было мне родным.
И теперь так долго
будет сниться
Землякам моим простым,
Как страну берёзового ситца
Опалило Кодексом лесным.
* * *
В Советском Союзе
не было секса,
Другая была тогда се ля ви.
Народец плодился
в силу рефлекса,
Рожал иногда ещё по любви.
Сегодня в журналах голые груди
И в сериалах постельный экстаз,
Но вымирают русские люди,
Эта свобода, увы, не для нас!

Прекрасные мгновенья святого бытия

Само творчество - радость!Творчество супругов Усас всегда было (и есть) в центре внимания выксунцев. На выставках работ местных живописцев, проходивших в музее ОАО «ВМЗ» раньше, а ныне – в гостинице «Баташёв», их картины выделяются самобытностью. Алексей тяготеет в живописи к православной тематике. В письме придерживается классических традиций. В последние несколько лет серьёзно занялся иконописью. Галина во время обучения в училище освоила технику ковроткачества, ею изготовлено несколько оригинальных гобеленов. Но не менее излюбленной её техникой остаётся акварель. Причём в живописи «по-сырому» создаёт просто маленькие шедевры.
   О том, что Алексей пишет иконы и что его большая семья (шесть детей и шесть внуков) ведёт православный образ жизни, знаю давно. Как и то, что благословение заняться иконописью он получил 20 лет назад от митрополита Николая. Начинал робко. Прежде чем приступить к письму, держал строгий пост. Без молитвы и поста работа не идёт никак!
   При духовной поддержке настоятеля храма Архангела Михаила и Гавриила в Пскове, планирует писать мерные иконы.
Само творчество - радость!   – Традиция написания мерных икон давняя, – говорит Алексей. Их писали на доске «в меру», т.е. роста новорождённого ребёнка. И эта икона «радость рождения человека соединяет с созданием нового образа». Появляется в семье ребёнок, а вместе с ним и святыня, которая будет сопровождать его всю жизнь. Приведу слова диакона по этому поводу. «На иконе – изображение святого, небесного покровителя ребёнка. Она становится святыней в доме, приучает ребёнка быть благодарным этому святому, который хранит его всю жизнь, с колыбельки. Это и приглашение к молитве, к обращению «к тому святому, который явлен в образе». Когда пишешь такие иконы, то и сам проникаешься молитвенным состоянием.
   Два года назад Алексей совершил паломническую поездку в Иерусалим, которая дала яркий импульс его творчеству. Написал несколько больших храмовых икон. Праздничную, нарядную, сидящую на троне «Всецарицу»… Над ней работал с особым вдохновением, ведь этому образу люди молятся об исцелении от онкологических заболеваний. «Иверскую», «Петра и Февронию», «Матронушку», «Спаса Нерукотворного», икону Ильи Муромца для раки с его мощами в церкви с. Карачарово писали вместе с женой Галиной.
   Как отмечают супруги, написание иконы требует особого состояния, молитвенного. Пишется вдохновенно, когда ты находишься в посте. Без этого даже и начинать не стоит: всё будет валиться из рук и даже могут происходить неприятные события.
   – Зато, когда ты написал образ и он находится в храме, люди кладут поклоны, касаются иконы губами, ты, как художник не воспринимаешь её своей. Она не тебе принадлежит, а церкви. Это удивительное состояние оттого, что написал для Бога.
Само творчество - радость!   В церкви п. Проволочное находятся две иконы, написанные супругами Усас – «Иверская» и «Спаситель».
   Но иконопись не единственный жанр, в котором работают супруги. Алесей мечтает заняться графикой, используя аэрограф, тушь, перо, карандаш. Привлекает смешанная техника. У Галины есть желание возродить ковроткачество, гобелены. Но и живопись как таковую оба не забывают. Доказательство – их совместный майский вернисаж в зале гостиницы «Баташёв». Этюды, пейзажи супругов завораживали лирической настроенностью, колоритом, умиротворением, что побуждало к размышлениям о вечности, красоте и благодарности мастерам, кисть которых способна останавливать прекрасные мгновения бытия.

Игорь Пчемян