Семьдесят мгновений из жизни Валентина Крёкина

account_circle ВР
visibility
Так называется выставка работ преподавателя детской художественной школы имени Бориса Бедина.

Её открытие состоялось в День учителя. Царила атмосфера праздника искусства. Чествовали тех, кто учит детей азам живописи, рисунка, композиции, учит видеть мир по-иному: в красках. 

Вручали дипломы и благодарственные письма за воспитание юных дарований, за то, что выпускники школы становятся продолжателями традиций своих учителей, несут в мир красоту, любовь и доброту. Самое ценное в том, что среди педагогов нынешней школы – и бывшие её выпускники. Сегодня они коллеги. Содружество учителей двух и даже трёх поколений учеников и учителей даёт добрые плоды. 

О выставке, художнике и секретах мастерства

– Я представил работы за 10-12 лет. Ранних здесь нет. Мне они кажутся наивными, – начал свой рассказ, своеобразный путеводитель по выставке, её автор Валентин Крёкин. – Для меня программными продолжают оставаться натюрморты. Все они написаны в нашей творческой мастерской. Ставлю натюрморт – ко мне подтягиваются учителя. Получается школа для них, для меня – возможность показать себя в деле. Тогда уроки усваиваются лучше. Язык искусства – свой язык. 

Секреты

Серия «Праздники» посвящена большим православным событиям, таким как Вербное воскресенье, Пасха. Сдержанное настроение Вербного воскресенья выражено в предметах и символах дня. Икона, веточки вербы, скромные сухоцветы в прозрачной вазе… В центре композиции – горящая свеча. Ощущение, что её только что зажгли. Пришла хозяйка вечером из церкви, положила у иконы просфору, зажгла свечу. Тепло и радостно стало на душе. Колорит картины сдержанный. Это как преддверие большого события: на душе светло и радостно, но вселенский праздник ещё впереди.

Радостное настроение создаёт натюрморт «Пасха». Те же предметы, но краски другие, яркие, преобладает красный цвет. 

Куличи с белоснежными шапками, яркие яйца на блюде – символы праздника. 

Секрет – в мастерском владении цветом, светом, композицией, умением создавать натюрморты «говорящие», когда ты, стоя у картины, беседуешь с ней. 

На вопрос, почему у него нет яркой осени, безудержной в цвете, Валентин Крёкин ответил:

– У меня подход к осени иной. Ранняя осень в колористическом плане не так интересна. В ней царит монохромность, вялость, пожухлость красок. Но настаёт пора, когда в монохром вливаются оттенки охры. И тогда всё оживает. Как будто наступает новая жизнь, как обещание возвращения молодости. Это своего рода пограничное состояние осени. Запечатлеть эти мгновения – и есть чудо. Мне они очень дороги. 

Выксунский Куинджи

Так называют Валентина Крёкина его коллеги. 

– Валентин Викторович умеет передавать свет. Когда смотришь на его натюрморт со свечой у иконы, кажется, что свеча горит. 

В пейзажах, выставленных на втором этаже, таких моментов свечения красок много. Ученики заглядывают даже за картину: не горит ли там лампочка? Мастерство передачи света. В коридоре полутемно, а картины светятся! – рассказывает преподаватель Ирина Шукаёва.

В пейзаже «Ночь опускается» он запечатлел неуловимое мгновенье последних солнечных лучей. Гаснет небо. Спускаются сумерки. У сарайчика копошатся куры. И вдруг солнце освещает их золотым светом.

Другой пейзаж. Луч солнца золотого осветил поленницу дров у баньки. На границе леса стоят несколько домиков. Из трубы баньки вьётся сизый дымок. И так сразу тепло и уютно становится на душе. 

«Дивеевский скит» – и опять мастер света Валентин Викторович в спустившихся сумерках задерживает солнце на сложенных копной дровах. И добавляет ещё один штрих: над крышами деревянных домиков возвышается белый храм с голубыми куполами. Земное и неземное слились в гармонии. 

Большое полотно «Верхний пруд. Лодки» можно назвать программным в творчестве художника. Вечная тема борьбы света и тьмы, добра и зла. Гнетущая чернота неба, нависшего над водной гладью. 

Тёмная, с редкими охристыми всплесками полоса леса, замершая в ожидании. Чайка, севшая на шест возле лодки. Тишина. Что-то сейчас случится. Прольётся ли небо ливнем или… выглянет солнце, которое прячется за объёмным, огромным облаком. Да будет свет!

Художник сказал, что намеренно не представил другие работы. В его раннем творчестве преобладали иные краски, иное настроение. Серая осень. Дожди. Туманы. Забытые деревеньки. Грустный уход в забвение. Была в этих работах своя поэзия. И усталость. 

Пришли иные времена. Художнику посчастливилось посещать несколько лет Валаамские острова. Он писал вдохновенно и самозабвенно. Там родились его филигранные по отточенности и музыкальности карандашные рисунки. Графика.

Поворот 

Наступил поворот и в творчестве. И сегодня мы видим, что свет победил тьму. Солнце пробивается.

Талант обретает новую силу, впереди ещё много светлых мгновений жизни, Мастер напишет новые картины, и главная из них – впереди! Вдохновения Вам, Валентин Викторович! Ждём шедевров!

4.jpg

С коллегами. Слева направо: Юлия Рудько, Валентин Крёкин, Светлана Киселёва, Марина Сухарева и Мария Бушуева

1.jpg

Пейзаж «Последние лучи солнца»

2.jpg

Натюрморт с тыквой 

6.jpg

Программная картина «Верхний пруд. Лодки»

Елена Липатова. Фото из архива ДХШ