СОХРАНИМ, ЧТО ИМЕЕМ

account_circle
visibility
От избытка сердца глаголют уста Есть ли у вас музей железа? Этот вопрос прозвучал в ходе проведения недавно состоявшейся областной конференции «Развитие туристической индустрии в Выксунском районе». Вопрос не был...

От избытка сердца глаголют уста
Есть ли у вас музей железа? Этот вопрос прозвучал в ходе проведения недавно состоявшейся областной конференции «Развитие туристической индустрии в Выксунском районе». Вопрос не был случайным. На конференции, участниками которой стали представители областного министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг, а также туристических компаний и ассоциаций, Выкса представляла весь комплекс программ, входящих в масштабный проект «Музей-заповедник промышленного наследия». Мероприятие стало в некотором роде промежуточным подведением итогов сделанного по заявленной тематике на протяжении последних пяти лет.

Парк и пруды, улицы исторической застройки и храмы, баташёвская усадьба и шуховское наследие – Выксе будет что показать своим гостям. Будет, а не есть, потому что практически всё, за исключением церквей («отстаёт» только монастырь, о необходимости восстановления которого – увы! – в основном только говорят), нуждается в самом непосредственном участии, организационном и финансовом.
   Возьмём шуховские сооружения. О них и их создателе интересно рассказала Татьяна Виноградова, профессор архитектурно-строительного института (кафедры Юнеско; сопромата) Нижнего Новгорода. Её выступление сопровождалось презентацией:
  
– Владимир Шухов прожил долгую жизнь, 86 лет. Посмотрите на его лицо – лицо русского интеллигента. Он похож на Чайковского, на Чехова… Он был не выдающимся, а великим инженером! Всё, что он сделал – на грани прорыва. Его строительные объекты уникальны. Гибкие сетки, мембраны из клёпаного железа, кружево металла. Он создавал павильоны для Всероссийской промышленной и художественной выставки в 1896 году в Нижнем Новгороде. Проекты были предложены им бесплатно, так как он расценил выставку как экспериментальную площадку «покрытых» больших пространств. Всего два года, и на ней появился ансамбль, не имеющий тогда аналогов, построенный без применения подъёмных кранов, экскаваторов и прочей техники. Погуляем по ней виртуально и убедимся – это эстетика высочайшего уровня. Вспомним, что говорил один из экспертов выставки, Дмитрий Менделеев: «Через 50 лет Россия будет впереди всех стран мира!». Спустя же полвека Россия преодолевала послевоенную разруху…


Если в экономическом отношении такая разруха была в целом ликвидирована, то в головах она по сей день имеет место быть. Совсем недавний случай. Неподалёку от Дзержинска, на берегу Оки, стояли две опоры электропередачи – классика шуховских сооружений. Татьяна Павловна со своими коллегами совершила туда «вылазку». Дело было зимой, из-за обилия снега подойти к опорам не представлялось возможным. Сфотографировали их и решили вернуться
к ним весной, ознакомиться поближе. И вернулись. Одна опора оказалась поваленной и частично демонтированной. Не могут некоторые пройти мимо чего-то железного, чтобы не сдать его в металлолом. Судя по состоянию второй, на неё тоже имели виды. Её удалось привести в порядок. Помогло обращение к Анатолию Чубайсу, в то время возглавлявшему РАО ЕЭС.
Обращения к власть предержащим не всегда, но всё же в определённых случаях приводят к результату в части восстановления и сохранения, в том числе и культурного наследия. Ещё одна история, рассказанная профессором Виноградовой, поклонницей Александра Сухово-Кобылина, тоже прозвучала на конференции не случайно – имя классика отечественной драматургии неразрывно связано с Выксой. Татьяна Павловна нашла место его захоронения:

– Всё началось с Выксы, где я стала бывать в связи с изучением сохранившихся здесь уникальных сооружений гениального инженера Владимира Шухова. Узнала, что Выкса гордится не только старинными металлургическими заводами и шуховскими конструкциями, но и своею связью с семьёй Сухово-Кобылиных. Читая о жизни драматурга, обратила внимание, что последние годы он провёл на юге Франции, в Болье-сюр-Мер, там и умер. Но в ряде книг утверждалось, что похоронен он на кладбище в Ницце. Так сложилось, что последние годы я бывала на Лазурном берегу, принимая участие в Симпозиуме ЮНЕСКО. До Ниццы и Болье-сюр-Мер рукой подать, и я получила прекрасную возможность поискать могилу А. Сухово-Кобылина. В Ницце её не оказалось. Следующим шагом стала поездка в Болье. На местном кладбище – ничего. А вот на старом обнаружила два колумбария. Я внимательно просмотрела все надписи на плитах, но фамилии «Сухово-Кобылин» не нашла.
    Приехала в Болье вновь, и на этот раз сразу же направилась в мэрию. Там без задержки принял меня молодой чиновник, занимающийся культурой, Оливье Кан. Он помог! В тот же день в отделе захоронений мэрии мне сказали, что могила Сухово-Кобылина была ликвидирована в 80-е годы ушедшего столетия – никто её не переоформлял. Останки драматурга перенесены в нишу колумбария.
    По моему запросу выдали Сертификат с указанием той ниши: «Колумбарий II, ячейка № 9». Никто не заказывал именную плиту, никто не платил гравёру, вот и стояла ниша анонимной. Я не придумала ничего лучше, как написать нижегородскому губернатору Валерию Шанцеву. Результатом стало совместное посещение кладбища в Болье. Ячейка уже была облагорожена – портрет писателя, цветы… Губернатор заверил, что захоронение Сухово-Кобылина будет достойно оформлено, и он готов в этом участвовать. Произошло это 11 марта 2009 года. О дальнейших событиях приятно говорить: 21 сентября 2009 года в рамках Европейских дней сохранения культурного наследия на кладбище в Болье состоялось торжественное открытие мемориальной доски, закрывшей ячейку колумбария, где покоятся останки драматурга. На мраморной плите текст: Александр В. Сухово-Кобылин, русский драматург, 1817 – 1903. Надпись сверху слева: Роже Ру – мэр Болье-сюр-Мер и член муниципального совета. Надпись сверху справа: Валерий П.Шанцев – губернатор Нижегородской области, Россия.


   Рассказы не только поучительны, они побуждают к размышлениям и действиям. Воистину, от избытка сердца глаголют уста. Татьяну Павловну удивило, почему же в музее, который поэтапно начнёт открываться для посетителей летом этого года, так мало внимания будет уделено Сухово-Кобылину (презентация «Усадьба Баташёвых-Шепелевых» предшествовала её выступлению). Запланированный там сухово-кобылинский мини-театр определён ею как путь к «обмельчанию» личности драматурга. Предназначением музея разработчики его концепции называют создание атмосферы сопричастности для его посетителей с эпохальным духом экспозиций. В музее будет так много всего, что даже просто перечислить это «поимённо» здесь невозможно. Перед металлургами, а именно они занимаются музеем, очевидно, стоит непростая задача: всё это многое представить единым комплексом, гармонично идентифицировав с Выксой. И ничего не «обмельчить» при этом, никого не обидеть, а напротив, вызвать чувство гордости за свою малую родину. Но риск обидеть есть: так, члены районного Совета ветеранов, пришедшие в недоумение от предполагаемого оформления зала воинской славы, уже обратились к депутату Законодательного собрания области (вновь участие власти!) с просьбой о содействии в «недопущении безобразия». Для тех, кто не в курсе: среди элементов планируемого оформления – немецкий блиндаж времён Великой Отечественной, сопоставленный с советским.
    Участники конференции, прибывшие из Нижнего и Москвы, советовали: может быть, не стоит излишне увлекаться новоделами? Авангард, идёт ли речь о музее, о парке ли, не всегда ведёт к положительному. В частности, концепция развития парка, кстати, тоже баташёвского, заявляет перспективы его антропологической нагрузки: 5600 человек в час в дни массовых мероприятий. Парк может оказаться потерянным. И ещё, дословно: «Слишком много фишек, и это уже не будет исторической зоной».
    А зачем эти дополнительные «фишки»? Нам и так есть чем гордиться. На архитектурные памятники Выксы обратили внимание ещё в середине XX века. В их число попали как раритеты баташёвского периода, так и уникальные сооружения конца XIX века из металлоконструкций, спроектированных замечательным русским инженером Шуховым, и храмы. Прошедшая конференция – подтверждение тому. Как отметил в ходе своего выступления глава города Игорь Раев:
    – К проведению мероприятия столь высокого уровня нас привела целенаправленная системная работа по изучению историко-культурного потенциала нашего города. Идея создания музея-заповедника промышленного наследия поддержана исследованиями ведущих сотрудников нижегородского научно-исследовательского предприятия «Этнос», Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва (Москва), учёных Австрии и Германии. Кроме того, в мае планируется провести уже международную конференцию, посвящённую наследию русского инженера Шухова.
    Очевидно, без музея железа вполне можно обойтись, как и без прочих новоделов. Целесообразнее направить усилия на сохранение и использование уже имеющегося, как это делает, в частности, профессор Виноградова.