Свет. Камера. Мотор!

account_circle
visibility
В 2020 году исполняется 40 лет с момента съёмок в Выксунском районе детско-юношеского фильма «Смотри в оба!».

В 2020 году исполняется 40 лет с момента съёмок в Выксунском районе детско-юношеского фильма «Смотри в оба!»Уже многие десятилетия Новый год в нашей стране ассоциируется с шумными застольями, искрами бенгальских огней, весёлыми конкурсами и приятными подарками от друзей и родственников. Встреча новогодних праздников – это своего рода старинный ритуал, и многие детали из него перешли по наследству из СССР. Например, просмотр полюбившихся фильмов – давняя традиция в нашем обществе. «Ирония судьбы», «Кавказская пленница», «Операция „Ы“», «Джентльмены удачи», «Бриллиантовая рука» – советская классика нетленна, эти шедевры уже давно вошли в золотой фонд отечественного кинематографа.

Однако в громадном списке отечественных кинолент есть ряд картин, которые ныне незаслуженно забыты. В их числе – приключенческий фильм 1981 года «Смотри в оба!». Существуют две основные причины, из-за которых этот классический образец советского игрового кино оказался сегодня предан забвению. Во-первых, современная молодёжь смотрит в основном динамичные блокбастеры, и несколько наивный сюжет времён Гражданской войны покажется ей безнадёжно устаревшим. А представители старшего поколения, захватившие советскую эпоху, вероятно, в очередной раз с удовольствием посмотрели бы «Смотри в оба!», но по телевизору этот фильм уже давно не показывают, а с интернетом, как подтверждает жизнь, многие пенсионеры до сих пор не подружились. 

   

В 2020 году исполняется 40 лет с момента съёмок в Выксунском районе детско-юношеского фильма «Смотри в оба!»

(08:50–09:02) По сценарию главные герои фильма приходят на плотину, чтобы затем по железной дороге отправиться к пристани. Вероятно, многие жители нашего округа, захватившие эпоху существования Выксунской УЖД, сразу узнали на этом стоп-кадре старую деревянную Вильскую плотину (на фото местный пруд практически не виден, так как скрыт ограждением)

  

История для истории

Для выксунцев фильм «Смотри в оба!» – особенный, так как добрая треть от общего хронометража ленты была отснята осенью 1980 года в нашем районе – в посёлке Виля и селе Верхняя Верея, а также на перегоне местной УЖД между посёлками Рожновский и Дедовское Торфоболото.

Сразу оговорюсь, что в 2016 году в «ВР» вышла публикация «Два дня на съёмочной площадке», в которой выксунский журналист Георгий Татарских описывал процесс создания упомянутой киноленты и приводил краткие биографии режиссёра и некоторых актёров. Кроме того, автор рассказал о нелёгкой работе профессиональных каскадёров, задействованных в фильме, а также опубликовал чёрно-белые фотографии, снятые осенью 1980 года на производственной площадке. 

Безусловно, Георгий Борисович создал прекрасный самобытный материал. Однако в его статье нет ни слова о том, где конкретно в Выксунском районе снимались отдельные сцены, какие примечательные местные пейзажи и предметы оказались в кадре и, главное, какие впечатления оставили у наших жителей съёмки картины. Как известно, история считается наиболее полной и объективной, если её описывают несколько авторов с разных позиций, и поэтому сегодня раскрываем неизвестные ранее подробности о съёмочном процессе этого замечательного фильма.

   

В 2020 году исполняется 40 лет с момента съёмок в Выксунском районе детско-юношеского фильма «Смотри в оба!»

(09:24) Руководство Выксунского леспромхоза выделило для съёмок «Смотри в оба!» путейскую дрезину, закреплённую на верхневерейском узкоколейном участке за местным мастером Борисом Ивановичем Чалышевым. Кстати, в фильме киногерой Брондукова со словами: «Что я, сам не справлюсь с этой тарахтелкой?» лихо заводит дрезину, а на самом деле до съёмок Бронислав Николаевич понятия не имел, как запустить мотор. Выручили местные путейцы – быстро обучили прославленного актёра азам железнодорожной работы

   

Высокое искусство кинематографа

Интересный факт: «Смотри в оба!» изначально назывался по-другому – «Тайна далёкой пристани». После конечного монтажа фильм переименовали, и с этим бойким названием картина вышла в прокат в 1981 году.

– Когда съёмочная группа приехала к нам в район, больше всего меня поразило, как киношники искали по всей округе самогонку, – делится воспоминаниями многолетний работник лесной промышленности выксунец Всеволод Витальевич Алешков. – Я ещё тогда подумал: «Ну ничего себе! И это люди, которые, по идее, должны воспитывать население!» Многие, конечно, тогда на съёмках выпивали. Частично это можно было списать на холод, ведь снимали-то в осеннюю стужу. Помню, в первый съёмочный день к нам в леспромхозовскую контору пришёл какой-то невзрачный человек в синем плаще. Сел и смотрит куда-то в сторону. Я, если честно, сначала не узнал его, а потом присмотрелся – да это же Брондуков! Вид у него был никакущий, не до жизни ему было. Оказалось, пока актёр ехал на поезде из Москвы до Навашина, его накачали как следует – видимо, люди в вагоне узнали и угостили на славу. В итоге первый съёмочный день в Выксе был сорван…

Всеволод Алешков имеет к созданию «Смотри в оба!» прямое отношение: в 1980 году он только-только заступил на должность начальника узкоколейной железной дороги леспромхоза (ЛПХ), а режиссёрской группе для съёмок были нужны путейская дрезина (на ней главные герои по сюжету отправляются к пристани) и простая рамная тележка без мотора. «Пионерка» (так на железнодорожном сленге называли дрезину) была оборудована мотоциклетным двигателем от «Днепра», и поэтому в картине присутствует исторический ляп: сюжет фильма разворачивается в 1921 году, а первая «днепровская» модель сошла с конвейера на 29 лет позже.

  

В 2020 году исполняется 40 лет с момента съёмок в Выксунском районе детско-юношеского фильма «Смотри в оба!»

(12:00) Лыкин (актёр Бронислав Брондуков) во время езды на путейской дрезине обучает «азам революционного дела» Команова (актёр Фёдор Сухов). Эту сцену снимали неподалёку от Дедовского Торфоболота – единственного посёлка в Выксунском районе, сгоревшего в 1972 году во время мощных лесных пожаров (в правой части кадра виден поваленный сухостой на фоне выжженного подлеска) 

   

Руководитель УЖД предоставил требуемую технику и заодно подписал с дирекцией фильма договор, согласно которому стал числиться консультантом на съёмках. Тогда ещё Всеволод Витальевич не знал, чем ему аукнется создание одной из конечных сцен киноленты. Дело в том, что по сценарию бочки с горящим топливом должны были рухнуть с дрезины на вражескую конницу. Чтобы минимизировать возможные убытки, вместо самоходной дрезины решили задействовать простенькую безмоторную тележку, которая, как заверяли представители съёмочной группы, в кадре «слетит с рельсов и не пострадает».

– Но в последний момент что-то не сошлось, и в итоге киношники спалили вместе с бочками и нашу тележку, – объясняет Всеволод Алешков. – Загубили технику. После этого случая наш леспромхозовский главбух Яшин заявил мне: «Я 1000 рублей из твоей зарплаты вычту!» А я ему отвечаю: «Николай Георгиевич, ну как же вы не понимаете! Этот фильм будет смотреть весь мир, мы же через кино воспитываем будущее поколение! Я старался для общего дела, а вы меня без зарплаты хотите оставить! Ну нельзя же так!» – «Ладно уж», – буркнул главбух. В общем, уговорил его…

Кстати, во время съёмок на Вильской плотине было полностью остановлено железнодорожное движение поездов через посёлок. Подобный сбой в работе УЖД мог обернуться серьёзными проблемами: в то время составы курсировали по узкоколейке регулярно и строго по расписанию, и для задержки пассажирского поезда требовалось особое разрешение. Потому-то во время съёмочного процесса на Вильской плотине присутствовал начальник УЖД ЛПХ Всеволод Алешков для улаживания технических вопросов. Режиссёрская группа планировала быстро отснять короткий сюжет с участием трёх актёров, однако в итоге пришлось сделать несколько дублей, и действие на осеннем холоде растянулось на два с лишним часа.

   

В 2020 году исполняется 40 лет с момента съёмок в Выксунском районе детско-юношеского фильма «Смотри в оба!»

(20:53) Дирекция съёмочной группы специально выделила деньги на строительство пакгауза рядом с Дедовским разъездом (на карте Выксунской УЖД данный участок значился как «20-й км»). Возведением этого склада занимались работники леспромхоза. К сожалению, после окончания съёмок пакгауз был полностью разобран. Не осталось даже щепочки – по неведомой причине киношники не захотели оставить нам на память частичку «революционной истории»

     

После завершения съёмок дирекция фильма выплатила консультанту Всеволоду Алешкову 150 рублей (для примера – средняя зарплата служащего персонала в те годы составляла 120-200 рублей), и на этот гонорар руководитель УЖД ЛПХ купил себе вожделенный фотоаппарат «Киев»:

– Наш семейный бюджет тогда был скромным, моя супруга хотела эти деньги потратить на что-то другое, но я твёрдо сказал: «Нет, куплю фотоаппарат!» Кстати, он у меня до сих пор хранится дома – память о тех съёмках…


Съёмки в Верхней Верее

С 10-й по 12-ю минуту в фильме представлена сцена, в которой киногерои Фёдора Сухова и Бронислава Брондукова лихо несутся на путейской дрезине в сторону пристани. Эти кадры снимали на Дедовской ветке. Далее по сюжету заглохшая и оставленная без присмотра тележка скатывается с уклона, уполномоченный и механик бегут ловить её – и вот уже в кадре мы видим юного артиста Алексея Серебрякова («Штрафбат», «Жмурки», «Левиафан» и пр.), сидящего на крылечке склада напротив Дедовского разъезда. К слову, этот узкоколейный раздельный пункт Выксунской УЖД на протяжении долгих десятилетий служил для пропуска и обгона наших пассажирских и грузовых поездов.

Часть сцен «Смотри в оба!» снимали в Верхней Верее – в деревянном локомотивном гараже и пекарне.

   

В 2020 году исполняется 40 лет с момента съёмок в Выксунском районе детско-юношеского фильма «Смотри в оба!»

(23:08) Специально для съёмок «Смотри в оба!» осенью 1980 года по распоряжению руководства УЖД ЛПХ на Дедовский разъезд доставили с железнодорожной станции Унор немецкий паровоз ГР-112. Локомотив к тому времени давно был списан и съёмочной группе понадобился исключительно как соответствующий атрибут заднего плана. Забавный факт: произведённый в Германии, паровоз этой серии выксунские железнодорожники в послевоенное время шутливо именовали «Гитлером»

  

– Наш местный тепловозик утром выезжал на работу, и киношники занимали этот гараж почти на весь световой день, – рассказывает верхневерейский житель, бывший машинист УЖД Алексей Михайлович Пятак. – Помню, мы здорово испугались, когда режиссёр захотел наш гараж взорвать. «Не бойтесь, – говорят нам, – это дымный порох, всё нормально будет!» И правда: грохнуло сильно, но дым рассеялся, а гараж по-прежнему стоит на месте. А для съёмок в пекарне придумали такой график: пекари до 9-10 часов утра продавали весь свежий хлеб, а потом помещение занимали киношники.

Увы, до наших дней упомянутые постройки в Верхней Верее не сохранились. Гараж разобрали в период демонтажа узкоколейки на стыке веков. Та же участь постигла и пекарню, которая в прошлом столетии находилась в одном из переулков, выходящих на центральную улицу Ленина (сейчас на этом месте пустырь).

– Брондуков был комиком от природы, на него посмотришь – и уже смеяться хочется, – еле сдерживает улыбку Алексей Михайлович. – Хотя фильм снимали и в будние дни, на площадке всегда человек 15-20 наших зевак стояли. Режиссёр разрешал посторонним наблюдать, но один раз, правда, рыкнул. Как было дело: в пекарне были большие деревянные ворота, а под ними – здоровенная щель. И вот киношники начали снимать, а в кадре оказались видны ноги наших жителей в современной обуви: «Да отойдите же от ворот, мешаете!».

И последний факт: для перевозки киногруппы и съёмочного оборудования в Вилю, Верхнюю Верею и в район Дедовской ветки руководство леспромхоза выделило три пассажирских вагона и новый синий тепловоз ТУ-7 (локомотивом управлял машинист ЛПХ Геннадий Пантелеев). В этих вагончиках создатели фильма также отдыхали и принимали пищу – словом, позаботились наши лесозаготовители о полном комфорте гостей из киностудии имени Горького.

    

В 2020 году исполняется 40 лет с момента съёмок в Выксунском районе детско-юношеского фильма «Смотри в оба!»

(58:58) Предварительно разобрав рельсы рядом с крутым речным обрывом, Лыкин (Бронислав Брондуков) направляет дрезину и тележку с наполненными бочками в сторону белогвардейцев (слева в кадре – Алексей Серебряков, сыгравший в фильме роль беспризорника). Сцена снята на Дедовской ветке, однако в фильме эти кадры смонтировали вперемежку с видеорядом из Ефановского затона

   

Лучшие цитаты из фильма:

– Да куда тебя несёт? Дров-то с гулькин нос, не части!


– Хоть бы винтовку дали…
– Так вот, твоя же винтовка! Держи! И гранаты бери!
– Это не мои.
– Как – не твои?! А чьи?
– Да что я, своих гранат не знаю, что ли?


– Сестрица, не дашь ли воды напиться орлам-молодцам?


– Зачем же он дрезину-то угнал?
– Да он механический фулюган!


– Уполномоченный, ты мне за этим фруктом в оба смотри! 


– Хороша водица, прямо брага!


– Поехали, поехали! Быстрей!
– Куда?
– Туда! (указывает влево)
– Так пристань же там! (указывает вправо)
– Значит, туда! Поехали!


– Так, пойду с отцом Егорием о писании потолкую…


– Сейчас нам Настенька принесёт ещё кувшинчик. Принесёт?
– Принесу…
– Ну сколько можно! Неудобно же – шестой пьём!


– Уполномоченный… На пол моченый, тьфу!


– Чего уставился? Контуженый какой-то…

   

В 2020 году исполняется 40 лет с момента съёмок в Выксунском районе детско-юношеского фильма «Смотри в оба!»

(59:43–59:44) Тот самый момент, когда съёмочный процесс вышел из-под контроля. По сценарию горящие бочки должны были слететь с тележки и, скатившись с крутого уклона (съёмки велись в Ефановском затоне Навашинского района), взорваться вблизи белогвардейской банды. Но, как видно на стоп-кадре, вместе с бочками воспламенилась и получила серьёзные повреждения путейская тележка, которую позже списали из-за невозможности восстановления

Фото и кадры из фильма «Смотри в оба!» и из открытых интернет-источников