Баташёвский дом, в котором размещался художественно-краеведческий музей металлургического завода, находится на реставрации уже четыре года. Изначально, когда к 250-летию завода реконструировалась вся историческая зона, в которую входит и дом, предполагалось, что родовое гнездо находитсяв хорошем состоянии. В 80-х годах на двух этажах дома прошёл капитальный ремонт. А значит, в 2007 году работы предстояли по реставрации фасадов, ремонту кровли. Прежде чем начать внешнюю реставрацию, предстояло освободить дом от старого «платья» – штукатурки, чтобы дойти до кирпичной основы. Необходимо было снять и наслоение земли с фундамента, чтобы раскрыть исторические культурные слои. Таковы требования экспертов по реставрации.
Как при жизни всех его бывших владельцев дом окружали тайны и легенды, так и продолжают сопровождать его даже в период реставрации. Развеять их сегодня нам поможет директор усадебно-промышленного комплекса Анжела Панина.
Состояние удручающее
Иллюзии относительно хорошего состояния здания развеялись как сон, как утренний туман, когда реставраторы начали заниматься фундаментом и фасадом дома. Например, турецкий флигель, как оказалось, имел пристроенные к нему в поздние времена фронтоны, потому что он не был соединён с основным зданием и попросту расползался. Надо было укрепить фундамент. И если сто лет назад просто прикладывали фронтоны, то в век XXI мы обратились к современным наукоёмким технологиям, провели усиление фундамента путём инъектирования по всему периметру дома. И сейчас здание стоит на крепкой подошве.
Когда освободили фасад от штукатурки, увидели, что и состояние кирпичной кладки стен ужасное. Произошёл конфликт материалов между старым необожжённым глиняным кирпичом с известковыми связующими и цементным недышащим раствором штукатурки. Это привело к явлению выпаривания кирпича и межкирпичного известкового материала. Кирпич стал высыпаться. Вывалы из стен достигали глубины до 70 см. Для иллюстрации: вот выпады кирпича из несущей стены в пустотах западного флигеля, а она держит два этажа! (на фото слева).
Реставраторы убирали рассыпавшиеся кирпичи, заменяя их новыми. Особенно хорошо это видно на турецком флигеле: картина до, и после. Теперь флигель предстал в своей истинной красе: с мавританскими окнами и с шатровой кровлей, о которой особый разговор.
По ходу реставрации фасада были открыты и замурованные оконные проёмы, восстановлен лепной декор в соответствии со своим историческим периодом. Дело в том, что именно фасад отразил все перестройки, которые вели разные хозяева. Чтобы сделать акцент на разных периодах строительной истории дома, мы сохранили и присущий времени лепной декор, и разные цвета фасада.
Дом дворянский, флигель турецкий
Восстановление кровли – тоже особенный процесс. Когда приступили к реконструкции крыши, то под штукатуркой обнаружили остатки чугунного «родного» карниза. Это одно ценное обретение. Второе – крыша над флигелем во времена Шепелевых была шатровая. Очевидно, в советские времена, когда потребовался её ремонт (тогда ни специалистов, ни материалов нужных не было), проще было заменить её на простую двускатную. Выксунцы, наверное, наблюдали, как долго шёл ремонт этой кровли, какого мастерства и дорогих материалов требовала работа.
Прокуратуру ждало… обрушение
Весна 2007 года была напряжённой для реставраторов. Сотрудники госохранкультуры понимали, что если не начать срочно укреплять стены, обрушения флигеля неизбежны.
Например, в западном, где раньше располагалась прокуратура, стены могли рухнуть в течение двух-трёх лет. Если бы не начали реставрацию, дождались бы большого ЧП. Состояние третьего этажа, где находился военкомат, было аварийным из-за критической ситуации в чердачном помещении. Перекрытия чердака опирались на стены, те – на сгнившие лаги. И стены просто висели. Внешне здание выглядело безупречно, но это была только иллюзия.
Инвестор вкладывает деньги в памятник
Бюджетные расходы инвестора, каковым является ОМК с 2006 года, составили 300 млн рублей. Это очень большие деньги, которые компания вкладывает не в производство, а в памятник культуры. Надо учитывать ещё и то, что средства шли не только на дом, но и на приобретение земли по ул. Ленина, 7, на расселение людей, живших в помещениях баташёвских контор, предоставление одним жилья, другим компенсации.
Инвестиционный комитет ОМК принял решение запустить здание в экс-плуатацию как музей в мае 2011 года, т.е. открыть для доступа посетителей какую-то часть дома, а в остальных продолжать реставрацию. Сейчас стоит следующая задача: завершить весь комплекс противоаварийных работ на доме (а они уже близки к завершению) и начать с зимы работы по воссозданию экспозиций.
Очень много дел внутри дома. Причём работы ведутся вручную. Дом старый и нуждается в бережном отношении, поэтому и требования органов надзора очень жёсткие, а значит, необходимы технически сложные мероприятия по противопожарной охране. Большие лестницы, узкие кори-доры, анфилада комнат, межэтажные пространства – раньше так строили дома и эти элементы конструкции находятся под охраной государства, то есть нуждаются в дополнительных мерах безопасности. Подобные мероприятия есть в проекте.
Надо сказать, что всё то, что делается на доме генподрядчиком ЗАО «Стройреставрация», идёт под надзором Росохранкультуры по Нижегородской области и Приволжскому федеральному округу, т.е. контроль осуществляется по двум направлениям.
Желание инвестора отдать под музей весь старинный дом продекларировано и официально закреплено.
Площади огромные, планы реальные
Раньше музей занимал территорию в 1,4 тыс. квадратных метров, сейчас – 3,7 тысячи вместе с подвальными помещениями. Всё, что можно сохранить в доме, сохранено по максимуму.
При таких больших площадях появляется возможность для установки нормального оборудования в фондохранилищах, и мы уже начали приобретать его. Дом будет разделён на зоны. Первая зона (I этаж) – краеведческая, вторая (II этаж) – музей интерьера, третья (III этаж) – центр экспозиционный. Мы восстанавливаем интерьер более чем 180-летней давности. Баташёв для любимой внучки Дарьюшки выделил помещения, где находилась итальянская гостиная, и мы будем воссоздавать её в этом стиле, с элементами имеющихся экспонатов.
В турецком флигеле господствовал неомавританский стиль, он и будет воспроизведён.
Большой удачей считаем представленные потомками фотографии из архива Лессингов, которые дают возможность воссоздать интерьер того периода. Третий этаж будет отдан под экспозиции, отражающие достижения инженерной мысли выксунцев: от гидротехнической системы, паровой машины, шуховских сооружений до дипломных проектов «кулибиных» наших дней.
Западный флигель будет отведён выставкам, как передвижным, так и стационарным. К нам смогут приезжать со своими экспонатами другие музеи страны, благо условия демонстрации и охраны это позволяют.
Первый этаж флигеля будет отдан реставрационным мастерским. На этом же этаже – экспозиции, посвящённые истории Великой Отечественной войны. Думаем на базе этих залов создать и клуб ветеранов, где они смогли бы общаться и проводить свои мероприятия, никого не стесняя и не стесняясь.
Как в любом большом музее, у нас будет и кафе, и отдел редкой книги, и интерактивная зона.
Что делается сейчас
Готовы проекты инженерных сетей, параллельно идёт работа над созданием слаботочных систем – Интернета, телефонии, видеонаблюдения, охраны фондохранилищ. В стадии заключения договор на разработку проекта по восстановлению интерьера дома и описание обстановочного комплекса.
Ведётся сложная работа по научному изучению музейных фондов – от картин художников (учтены все, вплоть до самой малой эскизной работы) до предметов чугунного литья, вышивок, экспозиции «русская изба», документов. Составляется электронный каталог. Идёт художественное оформление живописных работ. И если вам довелось посетить выставку картин в фойе ДК, то вы, наверное, заметили, что мы «одели» их в новые рамы.
Процесс реставрации не прекращается все эти четыре года. Инвестор поставил жёсткие временные рамки, что определённо стимулирует работу и даёт импульс творческому осмыслению. Кстати, летом начнёт работать сайт музея. Надеюсь, на его страницах выксунцы найдут всю необходимую информацию о ходе реставрационных работ.
PS. Когда верстался номер, поступило сообщение о том, что на третьем этаже дома обрушилось чердачное перекрытие вместе с работающими там специалистами. Беды ничто не предвещало, ибо этот участок внешне не отличался от других. Рабочие получили травмы, их срочно госпитализировали в лечебные учреждения. Этот случай – подтверждение того, что дом давно ждал реставрации и её процесс очень сложен.
Елена Липатова. Фото Анжелы Паниной, Ольги Поповой и из архива музея