Тайны народных промыслов откроет «Нижегородская шкатулка»

account_circle ВР
visibility
Центральная библиотека и газета «Выксунский рабочий» начинают новый проект.

Основу проекта составят книги серии «Народные художественные промыслы Нижегородской области» библиотеки имени Ивана Петровича Склярова. Его цель – сохранение памяти об истории  народных традиций нижегородского края. Открываем его книгой Вячеслава Фёдорова «Нижегородская домовая резьба».


Несколько слов о народных художественных промыслах

При поддержке регионального Законодательного собрания Фонд развития народных художественных промыслов и издательство «Литера» выпустили серию книг в рамках проекта «Народные художественные промыслы Нижегородской области». Его автор и руководитель – Николай Гордеевич Смирнов.

Проект в 2011 году был отмечен дипломом Ассоциации книгоиздателей «Лучшая книга, способствующая развитию регионов России».

Библиотека им И.П. Склярова объединила книги о художественных промыслах и традиционных ремёслах Нижегородской области, среди которых хохломская, городецкая и полхов-майдановская росписи, резьба по дереву, художественная обработка металла, кожи, камня, казаковская филигрань, ручное ткачество, иконопись.

Каждое тематическое издание представляет полную ретроспективу развития одного из традиционных нижегородских промыслов – от возникновения до наших дней. Авторами 10-томной энциклопедии стали известные нижегородские писатели, эксперты, специалисты по народно-художественным промыслам, сотрудники музеев и архивов.

Вячеслав Фёдоров. «Нижегородская домовая резьба»

Книга написана ярким, образным языком, в увлекательной повествовательной манере. 

В ней рассказы об истории и современном состоянии самобытного народного искусства, мастерах-резчиках, секретах изготовления резных «украсов» и символике деревянных узоров.

Книга будет интересна широкой читательской аудитории, её можно использовать на уроках. Тем более что наступивший 2022 год в России объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.


Дом для человека – это маленькая вселенная, в которой красный угол – заря, потолок – небесный свод. Древоделы мастерили «небо – терем божий, звёзды – окна, из которых вылетают ангелы».

Вячеслав Федоров



О чём рассказывают резные деревянные «украсы»

Нижегородский край знаменит своими талантами и беспрекословным соблюдением традиций. Именно здесь сосредоточена примерно треть всех народных художественных промыслов России. Так исторически сложилось, что русские мастера уделяли особое внимание резьбе по дереву.

Второе название нижегородской резьбы по дереву – «глухая», «корабельная» или «барочная». Её корни уходят в середину XVIII – начало XIX века, когда с помощью такой резьбы украшали волжские суда. «Глухой» её окрестили потому, что она не предполагала никаких сквозных отверстий.


Нижегородский уезд был районом наибольшей концентрации умельцев резьбы по дереву – в итоге в петровские времена с кораблей этот декор перекочевал на избы. Дело в том, что зимой судостроители строили суда, а весной им приходилось искать подработку. Так и возникла мода на резной убор домов, гармонирующий с архитектурно-ландшафтным решением и придающий им праздничный вид. 



Другие отличительные черты – крупность, сочность, необходимость рассматривания с большого расстояния, выразительность и символизм. Самые распространённые орнаменты включали элементы цветущей природы – зверей, птиц и цветы, символизирующие щедрость и плодородность земли. Львы, русалки и сказочные чудовища служили в качестве оберегов, защищающих людей от злых духов. А роль вестника счастья, радости и благополучия выполняла птица Сирин. Эти узоры были не просто украшением – они несли мощный магический характер. Сюжетная «глухая» резьба есть только в Городце.

Она была доступна лишь мастерам высокой квалификации, которые не только знали о свойствах разных пород дерева, но и ловко работали с помощью полукруглых долот. Работали целыми группами: сначала художественный руководитель наносил иглой отверстия по контуру рисунка, посыпал их истолчённым углём и обводил карандашом, а уже затем резчик выбирал фон и создавал рельеф. Мастер делал края узора мягкими и пластичными, а затем покрывал доску олифой и раскрашивал.

Во все времена мастеров нижегородской резьбы по дереву очень ценили, ведь они были настоящими художниками, освежающими традиционный узор своими деталями. Память о них сохранилась благодаря местным жителям, помогающим расшифровывать инициалы на собственных домах. 


Особое внимание в зодчистве Нижегородской области уделялось оформлению наличников, т.е. оконных проёмов здания, ведь именно они являются лицом дома и его визитной карточкой. 


нижегородская шкатулка

На сегодняшний день в Нижегородской области существуют как целые тематические заводы, так и резчики-одиночки, почитающие и классический декор, и свободный современный стиль.
Все они в своих работах сохраняют красивую текстуру и естественный цвет дерева,
а также существенно обогащают форму предмета.


Светлана Абрамова, ведущий библиограф отдела обслуживания Центральной библиотеки.
 Фото из открытых интернет-источников