Татьяна Мохова живёт во Франции, а за вдохновением приезжает в Выксу

visibility
Нашу землячку можно смело назвать писателем. В её багаже уже два солидных произведения – повесть и роман, несколько эссе, критических статей, рецензий.

С Татьяной пообщались на встрече с выксунскиим поэтами в библиотеке «Отчий край». Её организовал Павел Лаптев, местный прозаик и поэт. Прочитав на сайте «Проза.ру» её литературные труды, созвонился с ней, узнал, что она гостит в Выксе у родителей, и пригласил к общению. В тот же день я взяла у Татьяны интервью.

– У каждого писателя свой путь. Каков Ваш? 

– Читать начала с пяти лет. А в шесть стала писать стихи. О своём коте, о природе. Например, такое:

Наступил месяц май,
Ты скорей его встречай.
На полянке, на лужайке
В игры разные играй. 

В семь-восемь лет «издавала» журнал (название было смешное). Школьная обычная тетрадка, в которой я расписывала содержание: статьи, интервью. Сама и за интервьюера, и за отвечающего. И в начальных, и в старших классах любимыми были уроки литературы. До сих пор помню ёмкие фразы учительницы Валентины Константиновны Грачёвой. Большим удовольствием были сочинения. Они хранятся у меня до сих пор. 

Мечтала о поступлении только на факультет журналистики. В старших классах печаталась в «Провинциальной хронике» (для поступления необходим был опыт работы в газете). Читала литературоведческие статьи, критику. Мне это безумно нравилось! И, может быть, с этого и началась моя литературная деятельность. Делала анализы литературных произведений. 

Поступала в МГУ. Было тяжело. В июне – школьные экзамены, потом в институте. Выдержала творческий конкурс. На пакете с моими материалами было написано: «Высокий уровень». Творческие конкурсы – собеседование с преподавателем, эссе. Затем экзамены по литературе и по английскому. Мы были последними, кто сдавал экзамены в школе. После нас начались ЕГЭ. 

Меня зачислили на первый курс. Училась с удовольствием.

– Вы закончили журфак, но в журналистику не пошли, а поступили в аспирантуру. Что-то поменялось в жизни, взглядах?

– На третьем курсе поняла, что хочу связать жизнь с литературной деятельностью. Мне нравился филологический анализ, я до сих пор пишу рецензии, исследования. 

Но здесь есть свои трудности. Чтобы опубликовать научную работу, надо пройти все круги ада. Для издания научной статьи мне потребовался год. Сильно переживала. Сейчас продолжаю печатать научные статьи, но уже без спешки и давления. 

Уже живя в Тулузе, опубликовала статьи о Зощенко и Диккенсе. Зощенко обожаю с детства. Люблю приёмы комического в литературе, сатира и начинается с него. У Зощенко мне показалось интересным, что обыватель, который критикует общество, и сам является частью этого общества. В этом парадокс. Трансформацию образа рассказчика от обывателя-простака до возвышенного, романтичного персонажа можно найти у Зощенко в его рассказах 30-х годов. 

Из моих наблюдений и исследований получилась статья на 20 страниц. Я её воспринимаю как полноценное произведение. Посвятила ей три месяца: писала, перечитывала, редактировала. Недавно подготовила рецензию на роман Чарльза Диккенса «Лавка древностей» (рецензию на «Большие надежды» написала ещё в 2015 году). Материалы есть на «Проза.ру». Летом отредактирую их, отшлифую и опубликую в одном сборнике. 

– Научная деятельность увлекательна и захватывающа, но как сочетать её с писа-тельством?

– Когда я защитила диссертацию, почувствовала огромное освобождение! И на таком порыве за три недели написала повесть «Победители». Признаюсь, она автобиографична. Главные герои – подростки 14-16 лет, занимающиеся спортом. Если кратко, то она об освобождении: пришло время решать, что ты хочешь делать в этой жизни. 

 Я безумно хотела остаться на факультете журналистики, преподавать. Но там были свои сложности, и я не осталась. И на этом порыве и сложных чувствах я и написала повесть «Победители». В названии должно быть несколько смыслов, для того чтобы трактовать произведение можно было по-разному. Так же, как и роман «Желание жизни». Можно понимать его как победу в этой жизни, а можно – что значит для человека победить, что такое победа и успех. 

В лирике то же самое. Мне необходимо добавлять философский элемент, чтобы читатель мог найти второй план. Люблю работать над формой, использовать разные приёмы. Например, понравился такой приём повествования, как сон, подсознание. Нравится сочетать лирику с прозой. В следующий роман буду вставлять стихотворения. Люблю играть с повествовательными приёмами. И в том помогает моя научная база: девять лет изучала литературоведение.

– Обычно считается, что для писателя важен и жизненный опыт. Необходимо много путешествовать, мир познавать. 

– Согласна. А с другой стороны, Шарлотта Бронте не выезжала из своей деревушки, даже по Англии не путешествовала. Это не мешало ей писать о мистере Рочестере, который колесил по Франции и Италии. Существует такое парадоксальное мнение, что писатель может путешествовать мысленно, погружаясь в иные миры. Да, делать это важно. Приезжаю в Выксу и получаю другую энергию. Энергетика родных мест – самая мощная…

– С кем из писателей прошлых веков вам хотелось бы поговорить по душам?

– С Александром Сергеевичем Пушкиным… С Чарльзом Диккенсом. С удовольствием пообщалась бы с любой творческой личностью.

– Было ли желание написать детектив?

– Люблю закрученный сюжет, интригу. Мне несколько месяцев назад пришла в голову подобная мысль…У меня главная обязанность перед читателем: чтобы ему было интересно. Должна быть тайна. В романе «Желание жизни» она есть. И всё становится на свои места в последней главе. 

– Написание книги – это искусство или ремесло?

– Безусловно, должен быть толчок свыше. Вдохновению нельзя научиться. В творческом деле 60% вдохновение и 40% – ремесло. Есть у писателя Джеймса Паттерсона хорошее выражение: «Вдохновение приходит во время работы или вдохновение – это награда за упорный труд». 

Да, есть специальная литература, где описываются разные техники и приёмы, но это как источник дополнительных знаний, а не трафарет. И когда я пишу, то не знаю, откуда появляются образы в моём подсознании и кто вдохновил на их создание. 

В работе над произведением у меня есть свой научный подход, но в то же время это не принесёт мне главную идею. Например, критики определили жанр моего романа «Желание жизни» как мистический. Я определяю его как философско-символический. 

Эту идею не получишь в научных журналах. Откуда она пришла ко мне? Может быть, я вдохновилась Гофманом, которого в то время читала, возможно, что-то есть и от него, но не сознательно. 

Повесть о подростках написала с философским подтекстом и подумала: а не создать ли что-то символическое, отчасти фантастическое, с элементами реальности и гротеска. Написала. 

Сейчас работаю над таким приёмом: сон, перетекающий в реальность с разными приёмами повествования. В этом есть элемент вызова самой себе: испытать себя в разных жанрах.

– А про книгу для детей не думали?

– Думала! Очень хочется её написать. Среди моих любимых книг – Астрид Линдгрен «Пэппи Длинныйчулок» и «Малыш и Карлсон». Какой язык! Юмор! Написаны для детей, но как! С какой внутренней свободой! Астрид свободолюбивая писательница. Она мой кумир с семи лет. В её книгах выражены те мысли, которые жили в моей душе тогда, и хорошо, что я их высказала в одной из своих рецензий. 

Её произведения навсегда стали фаворитами моего сердца, потому что в любом возрасте перечитываешь и получаешь от этого колоссальное удовольствие.  

А Джоан Роулинг с её Гарри Поттером – семь потрясающих книг. Философично, глубоко и сильно. И это сказки для детей!

– Что для Вас главное: начать книгу или её завершить?

– И то, и другое. Мне повезло, потому что я человек гиперответственный! Это моя радость и моя боль. Если я что-то начала делать, то обязательно надо закончить. Обдумываю долго. Я учусь на своих ошибках. Нельзя начинать, зная, что не завершишь. В процессе работы понимаю, как дальше писать. Самое трудное – завершить. И самое же трудное – найти главную идею, во имя чего пишешь.

В прошлом году я две недели сидела над чистым листом. Одна идея – банальная, другая – не подходит. Желание писать было, но я не знала, о чём. Две идеи были, но какая из них лучше? Постепенно начала одну воплощать. Появился персонаж, за ним сюжетная линия… Это подстёгивает, вдохновляет. В папке уже лежит финал… Творческий процесс – это магия.

– Вы живёте во Франции, где вдохновляет уже сам язык. А что ещё?

– Есть такая певица – Милен Фармер. Моя вдохновительница, моя душа. Возможно, жизнь моя сложилась бы иначе, если бы не она и её голос. Она – целая Вселенная.

– Как Вы читаете книги: одну до конца или параллельно несколько? 

– Бывает, что параллельно. Например, лирические рассказы Ивана Сергеевича Тургенева. Сейчас перечитываю роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго». Для меня это серьёзная работа. Читаю медленно. Анализирую, сопоставляю.  

– Творческих Вам удач, воплощения самых смелых замыслов!


  • Татьяна Мохова родилась в Выксе. Окончила среднюю школу №9. В 17 лет поступила на факультет журналистики МГУ. В 2013 году закончила его с отличием. Через три года защитила кандидатскую диссертацию на тему «Факты и вымыслы в журналистике Марка Твена».
  • Автор книжных обзоров, публицистических материалов и эссе, кандидат филологических наук. Литературным творчеством серьёзно занимается с 2017 года. Роман «Желание жизни» – её первый опыт в жанре крупной прозы. Дебют увенчался успехом: в 2020 году роман вошёл в шорт-лист национальной литературной премии для молодых авторов, пишущих на русском языке, в номинации «Художественная книга. Проза».
  • Живёт во Франции, в Тулузе. Преподаёт русский, французский и английский языки, литературу, готовит старшеклассников к ЕГЭ и олимпиадам.

Фото Полины Артамоновой