Театр – это фрагмент жизни в рамке рампы

visibility
Вот уже который год театральная неделя в марте становится главным событием городской жизни.

И живёшь в состоянии предощущения чуда, которое обязательно случится. И оно случается. 

Театры бывают разные. Профессиональные и самодеятельные, большие и маленькие, студенческие и народные. И там и тут есть режиссёр, осветитель, хореограф, художник, костюмер, технический ассистент. 

И артисты, без которых ничего бы не играло и не пело. Они – душа спектакля. Это когорта энтузиастов, влюблённых в искусство и в то, что они делают в нём. Независимо от того, где они играют, отдают свой талант, жар своей души нам, зрителям. Причём самодеятельные артисты – с большей отдачей. Им так важно наше внимание. Поэтому обидно, когда на спектакле мало зрителей. Любите театр, он поднимет настроение, утешит вас, ответит на вопросы, заставит задуматься над своим поступками, сделает вас лучше. Театр сродни  профессиональному психологу, ведь вы избавляетесь от проблем в жизни сами, без «пинка» извне. Любите театр, ходите в него. Это счастье в нашем городе бывает нечасто. 

Устами детей 

В афише недели детских спектаклей значилось больше, чем обычно. И ребята ходили на них кто с классом, кто с родителями. Особенно ценно, когда вместе сидят ребёнок, мама и папа. Так было на интерактивном представлении «На балу у Золушки» в постановке Валентины Зазерской. Дети вместе с родителями были вовлечены в сам процесс представления: находили в зале цветы для Красной Шапочки, подсказывали, где прячется волк, разбирали крупу, чтобы помочь Золушке, примеривали хрустальную туфельку. С представления ребята выходили довольные – и потому что посмотрели любимые сказки, и потому что участвовали в этом действии: помогали героям, выручали их из беды. Они чувствовали себя артистами. Спрашивала, что запомнилось. Отвечали: шарф Волка, платье Золушки, песня Красной шапочки, шляпа Кота в сапогах. Они всё видят, всё подмечают. 

У Светланы Братчиковой, руководителя детской театральной студии «Махаон» ДК им. Лепсе, занимаются 32 ребёнка: от самых маленьких до подростков. Они представили два спектакля. Один – «Маленькие комедии после уроков» – мини-зарисовки из школьной жизни с подтекстом для взрослых, и другой – «Когда желания сбываются» – энергичное, яркое, весёлое и забавное приключение школьников, уставших от уроков и решивших попасть в то место, где не надо учить уроки. Было много остроумных шуток, ситуаций и комичных моментов, из которых, к счастью, дети вышли благополучно, благодаря своей находчивости и смекалке. 

«Забавные приключения мышей-проказников» привёз молодёжный театр-студия «Истоки» при народном театре «Лазурит» г. Кулебаки. Динамичная игра, смешные, поучительные ситуации сложились в результате в знаменитую фразу кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»

Музыкальный спектакль «Пеппи ДлинныйЧулок» поставили учащиеся эстрадно-театрального отделения детской школы искусств. Режиссёр – преподаватель Наталья Беспалова. Профессионально, талантливо, музыкально и красиво! Артисты – от самых маленьких до старшеклассников – умели всё. Динамично двигались, пели, танцевали, чётко выговаривали текст, кувыркались как в цирке, обыгрывали ситуации, слышали зрителя. Главная героиня, Пеппи (Ульяна Титова), была до того эксцентричной и подвижной, темпераментной и озорной, что зрители в зале верили каждому её слову и переживали. Спектакль – несомненная удача режиссёра. Её помнят и по прошлой театральной неделе с постановкой «А зори здесь тихие». Нынешний детский спектакль с удовольствием смотрят и дети, и взрослые, и, конечно, его надо повторять и повторять. 

Любовь здесь правит бал

…Только что пришла с премьеры. Гильдия свободных актёров поставила спектакль по пьесе известного американского драматурга Альберта Рамсделла Герни-младшего «Любовь на поводке». В афише спектакль обозначен как романтическая комедия. Но если после спектакля зритель в зале плачет, а актёры на сцене, за закрытым занавесом,  обливаются слезами, то это скорее драма, нежели комедия. А интересно, бывает драма романтической? В постановке режиссёра Романа Зимина (Москва) – да! И для актёров тоже. События – непредсказуемые, характеры – неординарные, сюжетная линия – на грани реального и запредельного. На протяжении двух действий внимание не ослабевает ни на секунду. Боишься пропустить слово, реплику, жест. Тишина в зале стоит такая, что кажется, все разом перестали дышать. 

…В обычной добропорядочной семье настало время спокойствия. Дети выросли, живут отдельно, в другом городе, а потому у супругов высвободилась масса свободного времени. И навалилась рутина. Первым сдался муж. И если Кейт погружена в любимую работу в школе и в шекспировские страсти – она так увлечена драматургом, что цитирует его в самые драматичные и комичные моменты жизни, то у Грега есть только начальник, надоевший ему до чёртиков. И он старается найти любой повод, чтобы не идти на службу. И в один прекрасный день появилась она, Сильвия. Та, что полюбила его безоглядно, безрассудно, беспредельно. Со всей силой… собачьей преданности. Грег пожалел это одинокое и бездомное существо. Но с каждым днём привязывался к собаке всё сильней. И вот он уже любит её так сильно, что это становится похожим на сумасшествие. Сильвия понимает его, а он её. Любовь взаимная. Любовь, не требующая ничего, кроме того, чтобы быть рядом. Кейт не разделяет восторгов мужа, отрицательно относится к тому, что в их доме появилось существо, нарушившее установившийся порядок и покой.  Начинает ревновать. И между женщинами (Сильвия тоже женщина, и тоже способна бороться за счастье) разгорается война. Грег разрывается между ними, он любит их, но каждую по-своему. Сцена расставания с женой в аэропорту, и тоска Сильвии, оставленной в квартире, и в унисон звучащие слова песни «Когда ты прощаешься со мной» – кульминация пьесы. 

Подобная ситуация  у людей называется любовным треугольником. А как у собак? Чем всё разрешится? Что делать любящей Кейт? Ждать, когда «затмение пройдёт»? А может, завести себе кота? Ни то, ни другое, ни третье. Грег сделал свой выбор, он остаётся с Сильвией. Умная, любящая Кейт смиряется. Но это не победа одной над другой,  не компромисс, это любовь. Они стали жить втроём. Право на существование имеет только такой любовный треугольник, в котором третий – собака, любящая преданно и верно. Недаром существует выражение «собачья преданность»… Сильвия внесла в семью не разлад, не дыру прогрызла в отношениях между супругами, а дала понять, что такое – любить истинно. 

 У этого спектакля есть всё: динамизм действия, безупречная актёрская игра, музыкальное оформление, выверенность каждой мизансцены. Игра всех актёров – от ведущих героев до эпизодических – на пике эмоций и чувств. Главная героиня, Сильвия (Лиля Фролова), была очеловечившейся собакой. Ну, бывает же так в жизни, когда нам кажется, что любимый пёс или кошка сейчас заговорят с нами на нашем языке. А тут весь спектакль перед нами не простая собака, а любящая и страдающая! Светлана Тугарёва (Кейт) сумела при всей сдержанности героини, даже некоторой её сухости, показать страдающую и любящую женщину, иногда растерянную, но не истеричную. В роли Грега – Леонид Кичайкин. Он смог прожить жизнь влюблённого столь убедительно, что в конце спектакля, рассказывая, как Сильвия прожила в их семье 11 лет и умерла у него на руках, не мог сдержать слёз. А вместе с ним плакали и зрители… Вот она, великая сила искусства, вот он. катарсис, очищение, то, ради чего мы и ходим в театр. 

Народный (образцовый) театр Сергея Куликова поставил пьесу «С верой, надеждой, любовью». Спектакль завершал театральную неделю и стал заключительным аккордом. Порадовала молодёжь, органично влившаяся в коллектив и прекрасно в нём себя ощущающая: Катя Авдошина, яркая звёздочка, искренняя и естественная; темпераментная Мария Сарычева. Никита Балабин, студент-второкурсник юридического факультета, но с театром связывает свои дальнейшие планы. Его роль в спектакле получилась убедительной и ёмкой; достойно выступил в свей роли Арсений Балагушкин. А ветераны коллектива Марина Изюмникова, Елена Бобылкова, Елена Тишкевич составили прекрасное, разнохарактерное и убедительное трио. Николай Храмов, исполнивший главную роль, органичен, мягок, интеллигентен. Светлана Братчикова – характерная и капризная. Необычен был Андрей Ерошкин с южным акцентом. Спектакль тоже о любви: о той, которая даже в наш прагматичный век способна за любимым ехать на край света; о любви внучки и дедушки, тоже вопреки материализму.

О любви и инсценировки народного театра-студии «Дилижанс» г. Кулебаки по рассказам О'Генри «Стрелы Амура». Мини-спектакли трогательно и бережно рассказывали о том, как старый художник пожертвовал собой ради спасения больной девушки; как любящие супруги ради того, чтобы сделать друг другу подарки к Рождеству, пожертвовали самым дорогим, что у них было. Он расстался с часами, чтобы подарить ей черепаховый гребень, она продала свои роскошные волосы, чтобы подарить ему цепочку для часов. Подарки оказались бесполезными, зато они получили нечто большее.

Народный театр Большеокуловского сельского Дома культуры Навашинского округа вновь удивил зрителей театральной недели. Режиссёр Евгения Шаркова привезла спектакль Петра Рачкова «Агафон и Агафья». Главные роли исполнили ставшие любимцами выксунской публики Евгений Бурмагин и Галина Кашинина. Они следуют словам великой Раневской, произнёсшей однажды фразу, ставшую крылатой: «Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, в шашки, а на сцене надо жить!»

Надо быть мудрым человеком и чутким режиссёром, чтобы выбрать для постановки такую пьесу, где герои будут просто жить …Агафон и Агафья ведут на сцене обычный разговор людей, проживших трудную жизнь, но сохранивших друг к другу самые нежные чувства. Агафья уезжает к дочери, чтобы помочь ей нянчить ребёнка. Она понимает, что нужна ей, но больше – Агафону, который остаётся один в деревенском доме, без присмотра жены. Она сомневается, переживает, страдает. Переживает и Агафон, но вида не показывает, крепится, он же фронтовик, и не то бывало на войне. И называют они друг друга не иначе как Агафонушка да Агафьюшка. Слова говорят простые, но сколько в них сердечной заботы, доброты и тревоги друг за друга. Это и есть та любовь, которая навеки. 

Великий мистификатор  на все времена

Удивительное и уникальное явление театральной недели – постановка отделением театра Выксунской детской школы искусств «Мёртвых душ» Николая Гоголя. Великий мистификатор оказывается и сегодня актуален. И сегодня можно узнать в его персонажах героев нашего времени. Спектакль-фантазию по поэме Гоголя написала Елена Быченкова, а Наталья Беспалова выступила режиссёром-постановщиком и художественным оформителем спектакля. Условности декораций становятся символическими, герои перевоплощаются то в лиц значительных или малозначительных, то становятся помещиками. Двойные роли Марии Каддо, Вероники Блиновой, Юлии Никитиной дают возможность им  перевоплощаться, испытывая кураж от игры. А разве не кураж – войти в роль помещика Манилова (Полина Лобода)? Декорации трансформируются то в верстовые столбы, то в стулья для судей, то вдруг становятся могильными  крестами… Сценический образ хамелеона-приобретателя Павла Ивановича Чичикова создал Антон Ладугин. Маленький, вёрткий, хитрый, неуловимый из-за своей живучести. И Гоголь здесь предстаёт не ироничным, а саркастическим. И слова в конце спектакля: «Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа» – столь же актуальны, как и двести с лишним лет назад.

Вместо послесловия

Для чего мы ходим в театр? За эмоциями, радостью, переживаниями. Бывает, что ситуация, разыгранная на сцене, помогает нам в решении своих проблем и вопросов. Или же вы испытываете чувство необыкновенной лёгкости и подъёма. В любом случае театр – это высшая инстанция для решения жизненно важных вопросов. И если кто-то ещё не решил для себя, ходить ему или не ходить на спектакль, решайте скорее. Помните, что у театра великое будущее, как у всего, что имело великое прошлое. В Выксе подрастает племя молодых, ярких, одарённых лицедеев, способных на большие чувства. Они занимаются в детских  театральных студиях и театральных объединениях; они подрастают в детской школе искусств. И главное – есть кому учить и кого учить.  

Елена Липатова. Фото Ольги поповой