Уличный портрет

visibility
Простые, но эффективные советы фотолюбителям при съёмке вне помещений

О том, как снимать портрет на улице, рассказывает множество статей и книг. И вот какую особенность я заметил: большинство материалов написано «сухим» техническим языком.

Уличный портрет

Новичка, который недавно взял в руки камеру, все эти фразы «следите за выдержкой» и «размойте фон» только путают. Разве ученика первого класса учат извлекать корни и вычислять логарифмы? Разумеется, на начальных этапах освоения фотомастерства нужны советы попроще (увы, многие авторы пособий для начинающих часто про это забывают!), и в этой небольшой статье я приведу основные принципы портретной фотографии без использования всяких технических терминов.

На самом деле снять хороший портрет очень просто, если обладаешь определёнными знаниями и навыками. Не стоит бездумно шлёпать кучу снимков в надежде на то, что «один хороший кадр из тысячи отснятых всё равно получится». Перед каждым нажатием на кнопку затвора строго спросите себя, несёт ли ваше будущее фото смысловую нагрузку и способно ли вызвать эмоции? Поэтому никогда не торопитесь, продумайте и постройте сюжет грамотно, чтобы центральный объект и окружающие его предметы представляли собой единое целое.

Бывает так, что позирующий человек и фон кажутся красивыми по отдельности, но вместе на снимке производят весьма унылое впечатление. К примеру, если фон слишком яркий или перегружен деталями, то человек «утонет» во всём этом многообразии красок и предметов, и тогда вы вряд ли добьётесь хорошего результата. Чтобы избежать этой распространённой ошибки в дальнейшем, запомните: в таких случаях человек должен занимать больше места в кадре, чем фон. Учебники по фототеории гласят, что ненужные предметы не должны портить чистоту линий, и с этим трудно не согласиться. Чем меньше предметов в кадре, тем лучше, ибо придирчивый зритель любит смотреть на общий порядок, простоту и категорически отвергает сумбур.

Уличный портретНе ленитесь, постоянно передвигайтесь и ищите наилучшую точку съёмки – спереди, сбоку, «от земли». Поиск наилучшего ракурса с нескольких позиций – залог успеха. Если вы находитесь на какой-то свободной территории (городская площадь, широкий проспект, сельское поле и т.д.), попробуйте снять человека сверху. Фотографирование с верхней точки может дать весьма интересный результат, и я, как практикующий фотограф, время от времени пользуюсь этим приёмом. Вы также можете снимать людей между массивными колоннами, использовать в своих работах городские лестницы, лавочки, арки, большие окна и т.д. Можно использовать и такой простой приём: фотограф «запускает» в кадр заранее сорванную веточку с листвой. Использование такой естественной рамки поможет внести определённую свежесть в ваши работы и отойти от привычных стандартов.

Съёмка портрета на улице в световой день выгодно отличается от фотографирования в помещении, поскольку даже начинающему фотографу намного проще работать со светом. Свет – очень важный фактор в фотографии, на «игре» тени и цвета можно сделать очень необычный кадр. Но помните: освещение может придать вашему снимку ярких красок и существенно улучшить фото, а может безнадёжно «убить» кадр «пересветами». Считается, что лучшее время для фотографирования на улице – утро и вечер, поскольку в полдень слишком большой риск получить контрастное фото. Однако на первых этапах не хватайтесь за всё и сразу, освойте для начала съёмку в тени на фоне стены любого здания – это будет самым простым и эффективным действием для вас. Не всегда, конечно, есть возможность снимать при мягком солнечном свете, придётся иной раз вести съёмку в ослепительный полдень, но тут вам снова поможет тень: поставьте человека под дерево, и тем самым вы сведёте риск получить фото с «пересветами» к минимуму. Если солнце светит прямо в объектив, прикройте его рукой, бейсболкой, газетой или чем-нибудь ещё. И ещё один полезный совет: следите за проникающими сквозь листву лучиками солнца, поскольку они могут создать на лице нежелательные световые пятна.

Уличный портретЗапомните раз и навсегда: не бывает некрасивых людей, есть фотографы без «искорки». Хороший портрет нравится зрителю тем, что изображённый в кадре человек запечатлён в естественных условиях и ничто его не смущает. Находясь на улице, не надо сразу хвататься за камеру и тут же в бешеном ритме снимать, сначала установите с портретируемым контакт. Только когда позирующий на камеру человек расслаблен, получатся естественные снимки. Фотограф должен быть ещё и хорошим психологом, создавая до съёмки такую атмосферу, где нет места недоверию и скованности. Обсудите последние городские новости, поделитесь своими планами, расскажите свежий анекдот – словом, врубайте на всю катушку своё обаяние и сделайте так, чтобы человек, которого вы будете снимать, проникся к вам доверием. Интуиция сама подскажет нужный момент для съёмки.

Не бойтесь экспериментировать, чтобы набраться бесценного опыта. Постоянно пополняя свой «фотоарсенал» приёмов, в дальнейшем вы без особых проблем сможете в любой ситуации сделать нужный кадр.

 

Дмитрий Макаров. Фото автора

 

blog comments powered by Disqus