Чем удивили парижан изделия борнуковского мрамора

account_circle ВР
visibility
Об этом рассказала искусствовед Лариса Помыткина.

В своей книге «Нижегородская резьба по камню и кости»  знакомит читателя с промыслами  – борнуковской резьбой по камню и варнавинской – по кости.

Борнуковский мрамор

Резьбой по камню в Нижнем Новгороде занимались с начала XIII столетия. Имелся в Нижегородском крае и прекрасный поделочный камень – «чистый, как сахар, местами волокнистый, местами прозрачный как стекло». Он добывался жителями села Борнуково в расположенной неподалёку карстовой пещере. Она сама по себе уже была феноменом.


Подобных объектов в России насчитывается только три. 


Исстари здешние алебастр, ангидрит, известняк отправляли на отделку дворцов в Москву и Санкт-Петербург. Торговали каменными изделиями ремесленников на Нижегородской ярмарке. При Екатерине II этот промысел был подчинён Дворцовому ведомству, частная же добыча запрещена.

кость.jpg


Борнуковский ангидрит твёрд и красив – с золотистыми прожилками, иногда зеленоватый, часто голубой. Кроме молочно-­белого тона, он имеет лёгкие подкраски – сероватого, жёлтого, бледно‑розового цветов. Из него делали шкатулки и вазы, фигурки людей и животных. Он чудесно просвечивал: порой в нём был виден ажур жилок. Его называли «борнуковским мрамором».

На Всероссийскую промышленную и художественную выставку 1896 года в Нижний Новгород было привезено 19 видов изделий из камня: гипсовые фигурки китайцев,  композиция «Китайская свадьба». Столешницы из борнуковского мрамора экспонировались на Всемирной Парижской выставке 1900 года.

Артель и её мастера

В 1920-е годы в селе Борнуково организовалась небольшая артель по добыче и переработке алебастра. Одновременно с ним выламывался и поделочный цветной камень. Поэтому в 1930 году было решено открыть камнерезный цех. По предложению приехавшего с Урала мастера Павла Леонтьевича Шальнова здесь при артели, созданной годом ранее под руководством Фёдора Ивановича Мельникова, открылось художественное камнерезное производство. 


Фигурки животных стали визитной карточкой фабрики «Борнуковская пещера».


В 1930‑х годах артель направила несколько молодых мастеров на учёбу в Московское художественное училище. В 1937 году изделия борнуковских мастеров были отмечены на Всемирной Парижской выставке. Тигр из ангидрита с розовыми полосами, группа пеликанов молочной белизны, медведь из голубоватого камня, целая медвежья семья – вот сюжеты этих красивых вещей (пепельниц и письменных приборов). Образ медведя особенно удачен в борнуковской резьбе: пятнистый иссечённый камень хорошо передаёт цвет и поверхность медвежьей шкуры. 

В 1940 году в Борнукове трудились 120 камнерезов и 65 шлифовальщиц. 

В 1944 году здесь выпускали чернильные приборы, пепельницы, статуэтки. Для Всесоюзной выставки 1947 года из лучших сортов камня светло‑голубых и палевых оттенков П.В. Курышев, Ф.И. Рубцов, П.А. Егорушин изготовили вазы, барельефы, фигурки животных.

В 1951 году художественный руководитель артели «Борнуковская пещера» П.В. Курышев создал ставшую знаменитой скульптуру коня. В 1955‑м работы камнерезов демонстрировались в Лондоне. 

В 1958 году «курышевский конь» был представлен на Всемирной выставке в Брюсселе, затем покорял сердца посетителей в Англии, Франции, Японии, США.

Досье «ВР»

Лариса Ивановна Помыткина родилась в Горьком. Окончила институт живописи им. И.Е. Репина в Ленинграде. С 1969 по 1985 год – научный сотрудник Нижегородского музея, преподавала в художественной школе. 

В начале 1980-х вступила в Союз художников, была ответственным секретарём и членом правления. Кандидат искусствоведческих наук, заслуженный работник культуры РФ, член художественно-экс-пертного Совета Нижегородской области по народным промыслам, заместитель главного редактора журнала «Нижегородский музей». Ушла из жизни в марте 2021 года.


От артели к фабрике

В 1957 году из-за неправильной организации взрывных работ борнуковцы лишились своей пещеры-кормилицы. Камень пришлось завозить из Куйбышевской области, Краснодарского края.


С 1965 года Борнуковская пещера относится к особо охраняемым территориям Нижегородской области. 


Этот памятник природы представляет собой заброшенный гипсовый карьер с уникальным геологическим обнажением и остатками пещеры – некогда крупнейшей подземной полости Русской равнины.

В 1960‑х годах артель «Борнуковская пещера» превратилась в фабрику. Производство было полностью механизировано, и лишь камнерезно‑художественный цех оставался местом исключительно ручного труда. Каждый мастер имел свой «почерк». Изделия борнуковских мастеров покупали в Японии, Германии, Англии, США, Франции, Финляндии, Швеции.

В настоящее время на фабрике разработано более 70 видов изделий: ночники, пепельницы, чашечки, лоточки; декоративные изделия: экраны, мелкая анималистическая скульптура, сувениры.  

Резьба по кости в Варнавино

В 1973 году Варнавинский экспериментальный участок стал филиалом Казаковского ювелирного объединения со специализацией «резьба по кости». Директором был назначен Геннадий Юрьевич Воскресенский. Казалось бы, молодой инженер-конструктор не должен менять промышленно развитый город Дзержинск на лесную глухомань. «Какой здесь воздух, какие места! Увидел – и сразу согласился», – вспоминает Геннадий Юрьевич.

Воскресенский успешно возглавлял фабрику до 2001 года. Природная склонность к рисованию помогла ему освоить профессию костореза. Он соавтор таких работ, как шкатулки «Юбилейная», «Берегиня», «Резная».

Казаковское объединение было тесно связано с павловско-ворсменским кустом заводов, где производилась художественная обработка металла. Получив дешёвую варнавинскую кость, решено использовать её для украшения простых складных ножей. 

Перешли на гравировку кости, традиционный для косторезного искусства приём, но новый для Варнавина. Как это неоднократно случалось в практике предприятия, при отлаживании технологии гравировки был изобретён свой аппарат – выжигатель.

Позднее, когда варнавинцы стали признанными мастерами своего дела, союз с Казаковским объединением обретает полноценное сотрудничество. Вставки из кости с гравировкой нашли своё место на рукоятках дорогого оружия. Появились подарочные комплекты ложек, вилок, ножей с костяной оправой и резной скульптурой. Сомкнулись времена, и в новом качестве возродились, казалось бы, утраченные навыки художественного взаимодействия металла и кости, некогда процветавшие в этом регионе.

Светлана Абрамова, старший библиограф отдела обслуживания ЦБ.
 Иллюстрации из книги «Нижегородская резьба по камню и кости»