Предыстория. В рабочем посёлке Виля есть замечательный ансамбль «Рябинушка». Руководит им Людмила Авдонина. Я познакомилась с ней два года назад. Потом смотрела выступление ансамбля осенью прошлого года на фестивале «Серебряный возраст» в ДК им. Лепсе. Задумала написать о них, но всё как-то некогда было, хотя встречаемся довольно часто и даже переписываемся.
Однажды Людмила позвонила и сказала, что сейчас будет идти трансляция концерта народного оркестра Пермской краевой филармонии, дирижирует которым её сестра Галина. Посмотрела. Поразилась. Звоню Людмиле, а она сообщает, что Галина – выпускница нашей Выксунской музыкальной школы!
Уж насколько хорошо знаю историю ДШИ, но не слышала, что у нас есть свой дирижёр! И не просто дирижёр, а талантливый и признанный в большом мире музыки!
Людмила дала номер телефона её педагога, Татьяны Ермаковой. Как оказалось, Галина училась в филиале ДМШ в Новодмитриевке. Окончила её с отличием, поступила в Горьковское музыкальное училище им. М. Балакирева, а после столь же успешно окончила и консерваторию.
По словам Татьяны Павловны (Галина обучалась игре на баяне), отличалась и музыкальными способностями, и стремлением использовать любую возможность, чтобы играть. Она аккомпанировала всем, кто просил, выступала и в школе, и в Доме культуры, по слуху подбирала мелодии. Занималась легко и с радостью. И где бы ни училась, никогда не забывала своего педагога. Они встречались во время приезда Галины к родителям, и потом, в Выксе. Планировался даже её концерт в Доме культуры посёлка. Однако большая профессиональная нагрузка музыканта и дирижёра не позволила это сделать.
Зато теперь Татьяна Павловна может смотреть и слушать выступления оркестра, записанные на диск (который подарила ученица), и их онлайн-выступления и счастлива, что у неё училась такая способная девочка!
Галина Токарева – выпускница Горьковской государственной консерватории им. М.И. Глинки по специальности «Баян».
● С 1990 года – преподаватель дирижирования и инструментовки в Пермском государственном институте культуры. В 2005 году прошла стажировку на базе Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н.П. Осипова.
● С 1991 года – артистка Пермского русского народного оркестра, с 2003-го – дирижёр, с 2016-го – художественный руководитель и дирижёр оркестра русских народных инструментов Пермской краевой филармонии.
● В 2011 году получила Гран-при IV Всероссийского конкурса молодых деятелей искусств «Тюменский звездопад» (Тюмень).
● В 2015 году– диплом лауреата I степени II Международного конкурса-фестиваля оркестров и ансамблей народных инструментов «Зов Урала» (Уфа).
● в 2017-м – диплом лауреата II степени V Всероссийского конкурса по инструментовке (Москва).
Каждый сезон готовит с оркестром до 10 премьерных программ. Под её руководством состоялись концерты оркестра с выдающимися солистами России. Оркестр аккомпанировал тысячным хорам. Награждена благодарностью министра культуры Российской Федерации В. Р. Мединского за большой вклад в развитие культуры, многолетнюю плодотворную работу (2016 г.).
В период самоизоляции удалось взять интервью у Галины Токаревой.
– Среди дирижёров женщин очень мало, почему выбрали эту профессию?
– Симфонический оркестр, как явление, сформировался несколько веков назад. Постепенно лидер оркестра превратился в дирижёра. Исторически сложилось так, что это был мужчина. Оркестру русских народных инструментов всего 130 лет! И первый руководитель, он же основатель первого оркестра России, тоже мужчина – Василий Васильевич Андреев. Но время идёт вперёд. В мае 2018 года, представляя наш коллектив на параде дирижёров в Белгороде, отметила, что среди 27 дирижёров шесть представительниц прекрасной половины человечества. Моя профессия очень интересная, но сложная и трудоёмкая. Она не терпит лени и равнодушия, требует полной самоотдачи, глубокого погружения, уединения и публичности. Видимо, наши интересы сошлись.
– Человек неискушённый часто задаёт вопрос: зачем оркестру нужен дирижёр?
– Оркестр исполняет музыку, написанную для коллектива, в котором у каждого есть своя партия, свой голос. Образ оркестрового произведения создаёт его автор – композитор. Дирижёр – интерпретатор, вдохновитель, энергетический аккумулятор, если хотите.
– Дирижёр симфонического оркестра приветствует первую скрипку, а вы кому пожимаете руку?
–У нас есть первая домра.
– Чем отличается дирижирование симфоническим оркестром от дирижирования оркестром народных инструментов?
– Была мечта – продирижировать симфоническим оркестром. В среднем и высшем образовательном звене дирижёры обязательно изучают симфонические партитуры Гайдна, Моцарта, Бетховена, Чайковского, Шостаковича. Это крупные музыкальные формы, они расширяют сознание. Много лет дирижировала с концертмейстерами (пианистами) в классе эту великую музыку, будучи студентом и преподавателем, представляя звучание деревянных, медных, струнно-смычковых инструментов. Мечта сбылась два года назад на сцене Воронежского концертного зала. Пригодился весь наработанный опыт.
Что общего? Оркестр – это люди. Что отличает? Природа звука инструментов, соответственно, его начало и окончание – ауфтакт и снятие, тембры, звуковой баланс. Но есть и аналогии в оркестровых группах, например, струнно-смычковые и струнные, духовые и баяны, ударные инструменты. Есть дирижёрская техника, которая понятна оркестровым музыкантам – и академистам, и народникам. И ещё один пример – оперные певцы. Наш оркестр аккомпанировал солистам Большого и Мариинского театров, Новой оперы, Геликон-оперы, Пермского театра оперы и балета. Они имеют основной опыт работы с симфоническим оркестром.
1978 год. Выступление детского хора в Новодмитриевском Доме культуры, Галя – вторая справа
– В дирижёре сочетаются разные функции и направления: он исполняет, играет, слушает, он влияет на темп, качество звучания. Как это ему удаётся?
– Работу дирижёра сравнивают с работой пилота самолёта-истребителя. Истребителем пока не управляла (!), но, думается, что процессы, происходящие в сознании дирижёра во время исполнения оркестровой партитуры, соответствуют этой аналогии. Ты можешь предупредить, но исправить уже нет возможности. Как это получается? Если партия фортепиано записывается на двух нотных строчках, то партитура состоит из двадцати и более. И все эти двадцать и более строчек звучат одновременно наяву и ментально – в дирижёрской голове, вместе со штрихами, динамикой и т.д.
– Что самое сложное в дирижировании?
– Долго думала, чтобы ответить на этот вопрос.
Плохо, когда нет головы. Плохо, когда есть голова, но нет ушей. Очень люблю своё дело. Дирижирование как процесс – счастье. Счастье познания, совершенствования, творчества. Объединить усилия многих людей, направить весь поток в единое русло и сделать это безукоризненно – вот что самое сложное.
– Прежде чем начать исполнять произведение, Вы тоже проводите свою работу, индивидуальную, для себя. В чём заключается этот процесс?
– Мой инструмент – оркестр. Он в руках только на репетициях и концертах. Но есть домашняя работа, называю её интимной, тет-а-тет с нотным текстом. Это как чтение книги, в которой буквы складываются в слоги, слоги – в слова, слова – во фразы, фразы – в предложения. Аналогично, ноты – в мотивы, мотивы – во фразы, фразы – в предложения, предложения – в периоды, периоды – в более крупные построения. Надо сделать анализ формы по горизонтали и вертикали, понять композиторский замысел. Вижу, как ноты живут, звучат, изменяются. Есть ещё другая история, когда надо создать новую оркестровую партитуру – написать инструментовку. Этим искусством в разной степени владеют музыканты-народники. Таким образом, репертуар можно пополнить желаемыми произведениями, которые ранее были написаны для какого-либо инструмента или состава оркестра.
– Когда Вы изучаете партитуру, у Вас создаётся своё отношение к произведению, эмоциональный настрой, Вы доводите свои мысли и идеи до музыкантов? Как они воспринимают и спорят ли с Вами?
– Музыка обладает свойством вызывать различные эмоции. Музыканты, одновременно исполняющие одно и то же произведение, могут создавать различные образы, даже если это произведение имеет программу, обозначенную в его названии. Задача дирижёра – привести мысли и чувства исполнителей к общему знаменателю. Средства коммуникации дирижёра с оркестром – жест, мимика, положение корпуса, слово. Если в меру и убедительно пользоваться ими, усилия всего коллектива приведут к качественному результату. Все вопросы, если таковые появляются, решаем на репетиции. Уважаю мнение, отличное от своего.
1979 год . Галина – учащаяся детской музыкальной школы
– Народный оркестр – это только народная музыка или предполагает и исполнение классики?
– Существует мнение, что оркестр русских народных инструментов исполняет только народную музыку, притом только русскую. Это миф. Никогда так узко репертуарный вопрос не звучал. Андреевский оркестр с начала своей деятельности исполнял переложения классики, оригинальную музыку, обработки народных мелодий. Это стало традицией. Современные оркестры успешно её реализовывают и развивают.
Год назад закончила переложение с симфонической партитуры фантазии «Ночь на лысой горе» М.П. Мусоргского. В работе – переложение с симфонической партитуры «Сеча при Керженце» Н.А. Римского-Корсакова.
– Вы часто привлекаете и солистов-вокалистов. Что даёт это оркестру и самим солистам?
– Есть программы, в которых звучит только инструментальная музыка. Есть программы, в которых играют солисты оркестра и поют солисты нашей филармонии, театра оперы и балета. Есть программы, предложенные вокалистами, известными в России и за рубежом. Такие программы могут быть представлены в концертном сезоне 2-3 раза. Исполняя произведение, в котором солирует вокалист, оркестр выполняет аккомпанирующую функцию. Это особое искусство, которое требует бережного отношения к голосу и слову, учит дышать, гибко следовать за движениями темпа, моментально реагировать на внезапно возникшие ситуации. Считаю опыт аккомпанемента особо ценным. Занимаюсь этим с первого класса школы. В нашей семье пели всегда, протяжное многоголосие моих бабушек завораживало.
Радует, что певцы, творчество которых широко известно, после совместных концертов предлагают свои новые программы, а зрители вновь приходят в зал, заканчивая концертную программу восторженными аплодисментами. Что это даёт солисту? Признание его индивидуальности, оценку кропотливого труда. Успех окрыляет, подвигает на новые смелые идеи, дарит уверенность в выбранном пути.
В декабре прошлого года запись адажио Т. Альбинони в исполнении замечательного молодого певца, тенора Сергея Дудинского в сопровождении нашего оркестра, облетела весь мир. Более 400 000 человек её оценили. Сергей стал лучшим в мировом конкурсе. Это большой успех.
– Вы помните свой первый концерт и первое дирижирование?
– Мои концертные выступления перед публикой были очень многочисленны с детства. Играла для родных, гостей, друзей, одноклассников, на смотрах и конкурсах. Это было волнительно и приятно. Потом уроки дирижирования, репетиции с учебным и студенческим оркестрами, выпускные экзамены, преподавание дирижирования в институте, выход к профессиональному оркестру.
Первый концерт в качестве дирижёра случился в небольшом зале вечерней школы Перми. В программе были оркестровые сочинения, солисты-инструменталисты и солист театра оперы и балета, который оказал мне эмоциональную поддержку. После концерта музыканты оркестра подарили аплодисменты. Видимо, всё это так вдохновило, что сцена теперь – моя жизнь. Конечно, не знала тогда молодая барышня, на что решилась, что впереди огромный труд, ночи без сна, растущее чувство ответственности за весь коллектив.
1977 год. Семья Авдониных. Виктор Иванович и Анастасия Ивановна с детьми: маленькой Людой, старшей дочерью Надеждой и Галиной (крайняя справа)
– Выступление, которое запомнилось больше всего и почему?
– Несколько примеров. Ежегодно в течение 26 лет мы играем гала-концерт «Русская фантазия» – это финал краевого конкурса, в котором солируют с оркестром его победители, юные музыканты от 7 до 20 лет. Всегда полный зал, самая тёплая поддержка зрителей. Многие солисты становятся потом профессиональными музыкантами. Эти программы всегда очень дороги.
Есть у нас проект «Сказки с оркестром». Несколько раз с театром кукол показывали спектакль «Царевна-лягушка». В сцене, где Иванушка навёл свой лук на медведя, за спиной раздался детский голосок: «Не стреля-я-й!», сердце сжалось. Вот ради таких минут и нужно работать.
2017 год – поездка в Астану. Играли в зале института искусств. Пришёл посол России в Республике Казахстан с огромной корзиной красных роз! Она стояла на сцене до конца концерта. Он слушал большую программу вместе со своими коллегами полностью и по окончании поделился очень тёплыми впечатлениями.
– Часто ли выезжаете на гастроли и где были?
– Оркестр не избалован гастрольными поездками.
Коллектив выступал с концертными и конкурсными программами в Челябинске, Ижевске, Красноярске, Казани, Уфе, Республике Казахстан (Астана, Караганда, Тимертау). К нам приезжают солисты из многих городов России, Германии, Италии, США, Казахстана. Моя дирижёрская география: Москва, Белгород, Воронеж, Петрозаводск.
– Ваше любимое произведение?
– Фантазия на тему русской народной песни «Липа вековая» П. Куликова.
– Ваш любимый солист-вокалист?
–Бесконечно могу слушать Дмитрия Хворостовского.
– Дирижёр, творчеством которого Вы восхищаетесь?
– Евгений Светланов – непревзойдённый мастер дирижёрского искусства, обладающий потрясающей глубиной, уникальной техникой, выразительностью передачи оркестровых тембров. Таких уже больше нет.
– Большое спасибо Вам за обстоятельное и содержательное интервью. Творческих удач и новых концертов!
Фото из архива семьи Авдониных-Токаревых